Традиционные головные уборы евреев мужчин: фото и названия. «Ермолка» — интересный предмет на голове евреев

/

Описание

Это совсем небольшая, чаще всего вязаная или сшитая из нескольких кусков ткани шапочка, которая прикрывает макушку. У нее нет функционального назначения. Весь ее смысл коренится в религиозной традиции. Поэтому часто ермолку носят даже тогда, когда на голову надевают другой головной убор, например, шляпу. Разумеется, такие шапочки иногда могут слетать, например, под порывом ветра. Чтобы избежать такой досадной ситуации, некоторые евреи прикрепляют ее к волосам с помощью специальной заколки.

как называется еврейская шапочка на затылке

Читайте также:  Способы удаления пятна от силиконовой смазки с одежды, пола, других поверхностей




Контакт с Богом

Еще с древних времен евреи носили кипу в знак того, что у них есть контакт с Богом. Они надевали эту шапочку, когда служили Всевышнему: при изучении Священного Писания и при вознесении молитвы. Тора приписывает ношение ермолки коэнам — священникам, которые служат в храме.

Некоторые иудеи всегда ходили в кипах. Этим они показывали, что вся их жизнь подчинена служению Господу. Смысл этой традиции — продемонстрировать, что иудей осознает существование Всевышнего и его мудрость. Он ценит Бога выше своей головы, которая является важнейшей частью тела.

В христианстве, оказывая уважение Всевышнему, мужчины снимают головной убор, а в иудаизме, наоборот, надевают. Голову покрывают кипой в течение дня, но особенно, когда молятся или читают Тору.

Традиционные черты разных религиозных направлений

Ортодоксальные евреи считают постоянное ношение ермолки обязательным. Консерваторы ограничиваются синагогой и временем приема пищи. У хасидов кипу закрывает меховая шапка. Иудеи-реформисты не считают наличие на голове еврея шляпы необходимым. Нерелигиозные люди надевают ее во время траура, празднования совершеннолетия. При служениях богу в синагоге такой головной убор обязателен.

У ашкеназских евреев кипа имеет четыре или шесть клиньев (отсюда название: четырех-, шестиклинка). При этом все они темных цветов, чаще – черного. У сефардов ермолка не так скромна: она имеет вышивку, орнамент и может быть яркого оформления. Евреи-хасидисты поверх кипы надевают шляпы. Их ермолка чаще белого цвета, что обозначает знакомство с каббалой. Хабадники предпочитают черные шестиклинные модели. Сионисты носят сругу (шапочку из вязаного полотна), а те, кто старательно изучают каббалу – вайсе ярмулку (проще говоря, белую кипу). Для хасида праздничным головным убором является штраймл, выполненный из черного бархата, имеющий украшение из меха соболя либо чернобурки.

Считается, что по религиозным соображениям мальчики начинают носить кипы с 13 лет, однако сегодня часто можно увидеть младших детей с этим атрибутом на голове. Для них приобретается специальная маленькая кипа. Дети литваков носят шестикленные кепки – вариант, чем-то похожий на каскет.

В эллинистическом мире еврею, ведущему утреннюю молитву, разрешалось находиться с непокрытой головой. Было обычным делом, когда значительные раввины накидывали на голову еврейский платок. В средние века для демонстрации своей благочестивости они крепили к голове кипу (это предписывалось Шулхан арухом).

Такая тенденция сохранилась до настоящего времени: в процессе чтения молитвы на евреях находится ермолка. «Мишна брура» отмечает, что покрытая голова – это заповедь Торы, поэтому рекомендует даже спать в кипе.


Вязаная сруга сионистов
Ермолка с орнаментом и вышивкой для сефардов
Кипа ашкеназских евреев
Белая кипа под шляпу для хасидистов
Черная шестиклинка хабадников
Для детей
Еврейский платок

Примечания

  1. Hagen, «Minnesinger, » ii. 258—260, 536—538; Grätz, l.c. vi. 234
  2. «Mansi Concilia, » xxii. 1055 et seq.; Grätz, «Geschichte» 3d ed., vii. 16
  3. Grätz, l.c. ix. 339; Berliner, «Geschichte der Juden in Rom, » ii. 5
  4. Pope: in the Bull Cum nimis absurdum. Lithuania, JE:»Yellow badge».
  5. Françoise Piponnier and Perrine Mane; Dress in the Middle Ages
  6. Piponnier & Mane, op & page cit.
  7. Fehér, J. (1967). Magyar Középkori Inkvizicio. Buesnos Aires, Argentina: Editorial Transilvania.
  8. «Vessillo Israelitico, » 1903, р. 310
  9. Jewish Encyclopedia
  10. Например, в иллюстрациях к Золотой Агаде
    из Дармштадта, около 1300 г.
  11. Schreckenburg:125-196. Английский экземпляр 12-го века в музее Гетти
  12. Lipton, 16-19, 17 quoted
  13. Meyer Schapiro, Selected Papers, volume 3, Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art
    , pp. 380-86, 1980, Chatto & Windus, London, ISBN 0-7011-2514-4; Lipton, 16-17
  14. Lipton, 18; изображение на фолио 25c венского ONB Codex 1179 Bible moralisée
    .
  15. Lipton, 19; ONB Codex 1179, f. 181a
  16. Saurma no. 4386

О ношении кипы

Выше мы выяснили, как называется еврейская шапочка на голове у верующего иудея. Теперь же подробнее остановимся на смысле этого обычая. Итак, в древности покрытие головы было символом преклонения человека перед Богом. Так, если в наше время в знак уважения шляпу принято снимать, то в древней Палестине, напротив, голову покрывали. Эта же традиция сохранилась и в иудаизме, как религиозной системе. Но если раньше для покрытия головы использовали в основном молитвенное покрывало, то сегодня на передний план вышла как раз эта самая еврейская шапочка. Как называется такое покрывало, то же не секрет – талит. В общем-то, они и сейчас используются, но преимущественно служителями культа – раввинами, хазанами и так далее.

Носить головной ритуальный убор Библией полагается только служителям иерусалимского Храма, которого уже без малого две тысячи лет, как не существует. Впрочем, обычай покрывать голову кипой и не имеет статуса закона. Это благочестивый обычай. Ортодоксальные евреи носят его постоянно. Приверженцы консервативного крыла надевают ермолку только во время молитвы и еды. Адепты реформистских иудейских объединений считают, что ношение кипы является личным выбором человека, но, в принципе, необязательным. Интересно, что надевать ермолку могут и иноверцы, и люди неверующие – во-первых, когда входят в синагогу (иногда это даже вменяется в обязанность), а во-вторых, в любое время по личному желанию, дабы выразить уважение или солидарность с еврейским сообществом и религией (зависит от контекста ситуации).

Следует учесть, что ермолка — это мужской головной убор. В некоторых течениях иудаизма, тем не менее, женщинам также дозволяется характерная еврейская шапочка. Как называется такая шапочка в данном случае, традиция не сообщает. Скорее всего, точно так же.

еврейская шапочка как называется с косичками

Фото 2
Фото 3
Фото 4






Правда ли, что женщины-еврейки всегда носят парик?

Нет, еврейки не всегда носят парик. Парик носят религиозные еврейские замуж­ние женщины. Согласно еврейской традиции, волосы замужней еврейки может видеть только ее муж, поэтому голова покрывается каким-то головным убором. Это может быть платок, шляпка, шапочка или косынка, а также парик, который приравнивается к головному убору. Некоторые еврейские женщины, которые носят парики, очень коротко стригутся или иногда даже бреются налысо для того, чтобы этот парик было удобнее носить.

Особенности

Говоря о национальном костюме евреев, следует упомянуть ряд нюансов, отличающий этот наряд от других.

Еврейский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

Цвета и оттенки

В национальной еврейской одежде преобладают нейтральные тона. Основной из них – черный. Зимой также носили наряды коричневого или синего цвета. Летом в одежде доминировал белый цвет. Яркие «цветастые» наряды – это совсем не про еврейский традиционный костюм.

Ткани и крой

Еврейская культура всегда была исключительно городской. Поэтому женщины не занимались изготовлением материала самостоятельно, а покупали его. Материалы использовались самые разные, от более дешевых, до дорогих.

Еврейский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

Пурим связан с 8 Марта?

Мне кажется, это из разряда каких-то самых шокирующих гипотез. Я думаю, этот вопрос был задан потому, что несколько раз в музее мы отмечали Пу­рим — это праздник-карнавал, самый веселый праздник еврей­ского календаря; отмечали мы его с большим размахом, и празднование Пурима выпадало на 8 Марта.

Виды ермолок

Существует множество видов и фасонов, которые может иметь еврейская шапочка. Как называется тот или иной из них, изучить и описать очень сложно, так как классификация может осуществляться не только по размерам, материалам, формам и цветам, но и по внутриобщинным традициям. Однако если изучить всю эту систему, то по ермолке будет легко вычислить, к какому религиозному течению принадлежит еврей. А в ряде случаев узнать и кое-что еще. К примеру, ашкеназские евреи носят кипы, имеющие четыре или шесть клиньев. Цвета при этом выдерживаются строгие, чаще всего это черный. А вот сефарды, напротив, любят маленькие цветастые ермолки с вышивкой или орнаментом. Приверженцы хасидизма предпочитают прятать свои кипы под шляпами и меховыми шапками. Некоторые из них носят белые кипы в знак того, что они занимаются изучением каббалы. Кстати, существуют и специальные кисточки, которыми может украшаться еврейская шапочка. Как называется с косичками кипа, сделанная из бархата, тоже известно — штраймл. А вот хабадники носят строгую шестиклинку черного цвета.

Читайте также:  30+ вариантов платьев для невысоких женщин и правила выбора фасона, корректирующего фигуру. Модная шпаргалка: как правильно подбирать платье под свой рост

еврейская шапочка как называется фото











Еврейская шляпа в искусстве

Еврейская шляпе часто используется в средневековом искусстве для обозначения евреев библейского периода. Часто евреев рисовали в шляпах, чтобы показать в невыгодном свете по истории, которую изображали, например, менял, изгонямых Иисусом из храма (Матфей 21.12-17), но это далеко не всегда так. Мужа Марии, св. Йосефа, часто показывают носящим еврейскую шляпу, и сам Иисус может быть показан носящим её, особенно в изображениях Встречи в Эммаусе

Читайте также:  Ткань для спортивной одежды, костюмов: описание

, где его ученики сначала не узнали его (Лука 24.13-32).[11] Иногда это используется, чтобы отличить евреев от других народов, таких как египтяне или филистимляне. Они часто изображаются в искусстве в таких временах и места, где шляпу, кажется, на самом деле евреи обычно не носили, «как внешний и в значительной степени произвольный знак, разработанный христианскими иконописцами», один из ряда полезных визуальных способов определения типов лиц в средневековом искусстве.[12]

В отличие от формы отличительного знака, еврейскую шляпу часто можно видеть на иллюстрациях еврейских рукописных книг, таких как Ѓагадот, сделанных в средневековой Европе (см. картинку выше). В Ѓагаде птичьей головы

(Германия, с. 1300, сейчас в Иерусалиме), фигуры в шляпах сидят за седером.[13]

Однако в христианском искусстве ношение шляпы могло иногда показать отношение автора к тем, кто носит её. В одном крайнем случае, в рукописи Библия Морализе

, иллюстрация показывает посох Аарона, который превратился в змею, ползущую на магов фараона (Исход, 7:10-12); Моше и Аарон без шляп, а египетские маги в шляпах, не в знак того, что они евреи, но что они как евреи, то есть на неправильной стороне спора. Парный к этому рисунок ниже изображает двух клириков с тонзурами, стоящих перед группой евреев в шляпах, и имеет латинский заголовок-пояснения «Моисей и Аарон обозначают хороших прелатов, которые, по объяснению словами Евангелия, истребляют лживые слова евреев».[14] В другой сцене показано обращение евреев и других не-христиан в конце мира, серии фигур показывают различные стадии удаления шляп, чтобы показать этапы, которых они достигли в обращении, так что «шляпа не только идентификация евреев, она действует независимо от своего размещения для обозначения неверности и непокорности еврейства».[15]

Европа

Существовал издавна еврейский обычай, что мужчины должны покрывать головы, особенно на службе в синагоге и часто (хотя и не повсеместно) во время учебы. В начале современной эпохи это стало законом, и только потом распространилось на ашкеназских евреев. Затем возник обычай носить шапку постоянно, по крайней мере, на открытом воздухе. Неизвестно, когда он возник, но Ицхак бен Моше Ор заруа из Вены (около 1180—1250) уже упоминал шляпу евреев.

По данным европейской живописи, к середине XIII века евреи повсеместно ходили в шляпах. Иногда это просто мягкая шапка, но чаще жёсткий колпак с характерной точкой на вершине. Еврейский трубадур Зускинд из Тримберга говорил, что он одевался в еврейской манере в длинную мантию и остроконечную шляпу. Его изображение в иллюстрированной рукописи, содержащей песни трубадуров («Manessische Handschrift») показывает его с такой шляпе.[1]

Четвертый Латернский собор 1215 года постановил, что во избежание греховных связей между христианами и иноверцами вследствие или под предлогом неведения, евреи и мусульмане должны носить отличительные одежды, «как то повелевает Моисей». Ссылка на библейский закон (Лев. 19:19), как и место этого постановления в ряду других постановлений, касающихся евреев, показывают, что решение было направлено, в первую очередь, против евреев.[2]

Этот указ был подтвержден Синодом в Вене, 1267 г. Папа Павел IV в 1555 году постановил, что евреи должны носить шляпы желтого цвета.[3] С 1567 в течение 20 лет она была обязательной в Литве.[4]

Фигура еврея в еврейской шляпе из средневекового еврейского календаря, напоминает евреям о лулаве: пальмовой ветке, ветке мирта, ветке ивы и этроге для Суккот.

Специальное законодательство в Германии, и, вероятно, в Англии и Франции, требовало от еврейских мужчин носить такие шляпы. Эти ранние законы специально отметили, что они должны носить их вне синагоги и при принятии присяги. Рисунки в немецких юридических кодексах 13 века показывают евреев бородатыми и носящими такие шляпы.

В отличие от желтого знака, еврейская шляпа часто изображалась в иллюстрированных рукописях на иврите, а затем была включена немецкими евреями в их печати и гербы. Это позволяет предположить, что по крайней мере первоначально она расценивалась европейскими евреями как «элемент традиционной одежды, а не навязанная дискриминация».[5]

Но как только её ношение стало обязательным, её не захотели носить.[6] Провинциальный совет Бреслау принял положение (1267), требующее от евреев носить «рогатый шлем», который они раньше привыкли носить, но который они «видимо, по их безрассудству» прекратили носить (этот закон применяется также во всей Польше).

На некоторых изображениях видны удерживающие шляпу ремешки под подбородком (например, на печати конца 13-го века еврея Регенсбурга). Это решало проблему, что шляпа с такой большой парусностью может быть сдута ветром. Шляпы были плетённые из соломы, тканевые, даже с металлическим каркасом.

Не все европейские средневековые монархи следовали этим папским резолюциям. Король Андраш II Венгерский (1177—1235) игнорировал в ряде случаев требования папы, который отлучал его от церкви дважды. В то время многие евреи были на королевской службе. Отлучение помешало Андрашу II присутствовать на канонизации его дочери Элизаветы Венгерской в Германии.[7]

Во Франции шляпы были самых разных форм и цветов. В Испании никогда не носили конических шляп, там «еврейской шляпой» служил мягкий колпак (капа ротонда

), откидывавшийся вбок. В Италии, при наличии отличительной одежды, не найдено изображений «еврейской шляпы».

В знак исключительного благоволения, некоторые уважаемые евреи были освобождены от еврейской шляпы; например, муниципальный совет Венеции в 1528 году позволил известному врачу и профессору Якобу Maнтино носить в течение двух месяцев обычную чёрную «шляпу врачей».[8][9]

На некоторых картинах из всех частей Средневековья раввины и другие еврейские лидеры носят еврейскую шляпу, когда другие евреи этого не делают, что может отражать реальность.[10]

Почему кипы разные

Классифицируются еврейские шляпы не только по исполнению, но и по общинным правилам. Ермолка может многое «рассказать» о своем хозяине, например, о том, к какой религии он принадлежит. Сегодня можно встретить национальный головной убор евреев – кипу – самых разных видов и фасонов, имеющих разнообразный крой и отличающихся цветовой гаммой.

Объяснить разный внешний вид шапочек можно своеобразной историей народа. Длительное отсутствие единого государства привело к тому, что в каждой общине создавались свои правила, в том числе, затрагивающие мужской головной убор. Кипа стала отличительным знаком различных религиозных групп и течений внутри иудаизма. Например, американские неоортодоксы выбрали для себя черную кожаную модель, а сионисты – сругу (шапочку из вязаного полотна). Большая белая ермолка, дополненная кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов. Кипа из черного бархата характерна для представителей закрытой общины харедим.


Сруга – вязаная шапочка сионистов
Черная бархатная кипа общины харедим
Кипа с кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов
Черная кожаная кипа американских неоортодоксов

Читайте также:  Поделки на тему театр своими руками — сборник интересных мастер-классов, фото идеи и советы. Мастер-класс по изготовлению куклы для кукольного театра

Как правильно носить

Ермолка, пошитая классическим способом, имеет значительный вес, поэтому держится на голове сама по себе. Раввины дают советы надевать кипу (примеряя различные варианты) перед зеркалом до тех пор, пока она прочно не сядет на макушке. Есть также следующее утверждение: если шапочка не свалилась с головы у человека, который провел в ней целую ночь в постели, значит это и есть самый подходящий размер для него. Однако нередки такие случаи, когда из-за легкого материала она плохо держится между кудрями и слетает. Для таких вариантов у евреев предлагаются специальные заколки. У многих любопытных возникает вопрос: как держится ермолка на свежевыбритой голове. Если она слетает при свободном надевании, можно прикрепить с помощью силиконовой резинки или двустороннего скотча. Дети, активно проводящие время на улице, чтобы не носить заколок и всевозможных прищепок, надевают на кипу сверху бейсболку, так она точно не свалится с головы.

Интересные факты о ермолке

Евреи-мужчины не снимают головной убор в помещении. Им это позволено, так как мужчины этим выказывают уважение Богу, чтобы он не услышал все низменные мысли своих верующих. Кроме того, ермолки шьются не только из разных тканей. Шапочки вяжут народные умелицы.

Вяжут ермолки жительницы села, продавая их на рынках. В настоящее время жители города тоже пристрастились к вязанию ермолок в любое свободное время. Туристы охотно приобретают такие еврейские атрибуты.

Группа мальчиков-евреев в ермолках, первая четверть ХХ века Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия
Группа мальчиков-евреев в ермолках, первая четверть ХХ века
Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Немного истории

Как и все национальные костюмы, еврейский традиционный наряд имеет богатую историю.

Читайте также:  Бюстгальтер-минимайзер – красота и легкость вашей осанки

Создавался он с расчетом на то, чтобы евреи могли ассимилироваться в любой стране. Причиной такого желания была нелюбовь представителей многих стран к лицам еврейской национальности.

Первые традиционные наряды создавались под влиянием вавилонян. Освободишись от рабства, евреи продолжали носить две рубашки (одну полотняную, другую шерстяную), кафтан и широкий пояс.

Еврейский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

Во время царствования Соломона еврейские наряды стали роскошнее – использовались легкие воздушные ткани, костюмы украшались золотой вышивкой и драгоценными камнями. Знатные женщины любили вплетать нити жемчуга даже в свои прически, подчеркивая при этом свое социальное положение.

Еврейский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

Но со временем такая роскошь исчезла из нарядов простых евреев. Традиционная одежда стала более сдержанной, много внимания уделялось деталям и тому, чтобы наряд подчеркивал религиозность человека и его принадлежность к определенной общине.

В двадцатом веке, чтобы особо не выделяться, евреи позаимствовали у европейцев модные в то время черные шляпы и длинные сюртуки. В таком виде было проще слиться с местными жителями, селясь в любом городке Европы. И даже, когда во всем мире подобные вещи вышли из моды, евреи продолжали и продолжают их носить.

История еврейского костюма

Национальная еврейская одежда отличается богатой историей. В процессе создания традиционного костюма представителям данной народности удалось добиться того, что получившийся наряд позволял им выглядеть естественно в любом месте, не обезличивая их при этом.

Важно! Изначально этот наряд создавался с целью облегчения представителям нации процесса ассимиляции в любом государстве.

В изначальном варианте подобного наряда чётко прослеживается влияние культуры Вавилона. Избавившись от рабства, представители этой народности продолжали впоследствии носить две рубашки с длинными либо короткими рукавами. Под низ надевалась полотняная, а сверху — шерстяная. Дополнялся подобный наряд широким поясом. Пояса зажиточных горожан были сделаны из льняной либо шерстяной ткани и щедро декорированы золотом и драгоценными камнями. Бедняки использовали для этой цели простые изделия из кожи либо войлока.
В период правления царя Соломона национальные костюмы евреев приобрели более роскошный вид. Их начали шить из воздушных, лёгких тканей, украшая драгоценными камнями, а также золотой и серебряной вышивкой. Девушки из зажиточных семей нередко вплетали в причёски нити жемчуга, кораллов и пластинки из золота, стремясь ещё более подчеркнуть тем самым своё социальное положение.

С наступлением ХХ века традиционная одежда этой нации постепенно утратила былой шик.
Национальный наряд стал значительно более сдержанным и лаконичным. Для максимально гармоничного взаимодействия с европейским обществом евреи начали носить длинные сюртуки и шляпы чёрного цвета. Этот обычай они сохранили до сих пор, несмотря на то, что во всём мире подобная одежда давно уже вышла из моды.

История появления, традиции или почему евреи носят пейсы

Как и у любого вероисповедания в иудаизме есть свои особенности. В давние времена, когда евреи становились жрецами других богов, они полностью выбривали волосы на голове. Да и в наши дни существует процедура, если верующий нарушил религиозные традиции и законы, он сбривает пейсы. Поэтому можно сказать, что длинные пряди у висков- это отличительная черта иудейского народа, имеющая мистический и сакральный смысл.

Пейсы подчеркивают национальную индивидуальность и общность людей одного вероисповедания. Во времена правления Николая I было запрещено носить традиционную еврейскую одежды, бороды и пейсы. Нацистские гонения также не способ проявлениям еврейского происхождения, многим приходилось скрывать свое происхождение, вынужденно не следовать законам Торы,отказываться от символов и знаков принадлежности к вере.

Этимология

Происходит слово «ермолка» от тюркского языка и чаще всего связывается со словом «ягмурлук», которое означает «дождевик». В употребление среди евреев это слово вошло через польский язык, в котором оно означает шляпу. Другие теории возводят слово «ермолка» к еврейским или арамейским корням и придают ему значение «боящийся Бога» или «страх перед царем». А вот что касается слова «кипа», то оно означает на иврите просто «покрытие». Так же называется, к примеру, купол, как архитектурный элемент. Кстати, говоря о том, как называется еврейская шапочка на голову, не лишним будет упомянуть и то, что ударение в еврейском языке в слове «кипа» падает на последний слог, тогда как в русском – чаще всего на первый.

Что такое хала и чем она отличается от батона?


Халы на рынке Кармель в Тель-Авиве© Michael Jacobs / Art in All of Us / Getty Images

Хала — это традиционный еврейский праздничный хлеб. Он может быть круглый или в форме косички, субботняя хала — это обычно плетеная косичка. От других хлебо­булочных изделий хала отличается в первую очередь кошер­ностью    То есть хала приготовлена в соответствии с еврейскими религиозными традициями и употребление ее в пищу не противоречит канонам иудаизма., составом и симво­ли­ческим значением. Две халы на суббот­нем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их сорокалетнего скитания в пустыне. Двойная порция посы­лалась в канун субботы для того, чтобы евреи в субботу не собирали манну, да и сам Господь в этот день отдыхает. Другой известный еврейский хлеб — это маца, пресные лепешки, и от халы он очень сильно отличается. В состав мацы входят только мука и вода. Этот хлеб употребляется в праздник Песах, когда запрещено употреб­ление квасного, то есть дрожжевого, поэтому во время Песаха едят вот такой пресный хлеб.

Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?

Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде. Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются цицит. Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гарде­роба — талиту. Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду. Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей.

Существует такой метод анализа еврейского текста — гематрия, согласно кото­рому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют коли­чество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 запо­ведей, что вы еврей и должны их выполнять.



1 / 2Мужчина в талите. Начало XX века© Hulton Collection / Corbis via Getty Images2 / 2Два еврейских мальчика. 1998 год© Antoine GYORI / Sygma via Getty Images

Читайте также:  Развивающие мягкие книжки из фетра – как выбрать ткани и сшить своими руками по выкройкам игрушку для детей (100 фото). Развивающие мягкие книжки из фетра: материалы для изготовления, подробная инструкция + обзоры сюжетов для книг (100 фото)

Про пейсы. На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длин­ные локоны на висках и даже завивать их каким-то особенным способом, как мы это часто видим. В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиоз­ной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации.

Другие национальные головные уборы

Шапочка Иудея – не единственный головной убор еврея. Сверху него надеваются дашек, каскет или черная шляпа. Таких вариантов насчитывается около 35. Например, в семьях хасидских ребе на голову надевают колпик, сделанный из меха коричневого цвета. В этом ее отличие от сподика (принадлежности польских хасидских династий). Потомственные евреи Йерушалми имеют традиционную шляпу плуш. Ее вторым названием является флиикер-теллер (летающая тарелка или супер). Для нее характерны широкие поля и низкие тулья (до 10 см). Некоторые виды шляп пошиты из велюра, внешне похожего на черный короткошерстный мех. К числу таких моделей относится самет.

Ермолки и киппоты – разновидности еврейских тюбетеек, но они не равнозначны. Так, по мнению ученых, термин «kippah» используется в диаспорах, обозначая просто шляпку, которую носят по соображениям религии. Оригинальная ермолка идиш – сшитый из сатина либо войлока колпачок, имеющий натуральную хлопковую подкладку. Еврейские мужчины, наряду с кипами, носят также шляпы и шапки из меха.

Хасиды, для которых отличительной чертой прически являются пейсы, носят бархатные шестиклинки. При этом неподстриженные пряди на фоне общей короткой стрижки ярко выделяются. Литваки, надевая четырехклинные ермолки, заправляют пейсы за уши. Ортодоксальные евреи, для которых ношение традиционного головного убора является обязательным, надевают поверх него черную шляпу. Очень редко вместо нее можно увидеть особую кепку – каскет.

Замужние еврейки покрывают головы платками. Считается, что их волосы – часть тела, которое может видеть только ее муж. Второй вариант головного убора – парик. Шейтель (парик из искусственных или натуральных волос) носится в семьях, принадлежащих к ортодоксальному иудаизму, независимо от образа жизни и занятий.

Кипа – не просто еврейская шапочка, выделяющая своего хозяина из толпы. Это – символ, демонстрирующий себе и окружающим, что ее обладатель скромен, смиренен и благоговеет перед Богом. Кроме этого, шляпа свидетельствует о происхождении человека, его общинной принадлежности.


Дашек
Колпик меховой
Традиционная шляпа плуш
Свадебная кепка киппот
Сатиновая ермолка идиш

Галерея

  • Даниэль на витраже, Аугсбург, Германия, первая половина XII-го века.
  • Средневековые итальянские евреи. Фото Митчелла Барда (Mitchell Bard) с сайта Jewish Virtual Library.
  • Германская икона XII-го века, изображающая св. Марию со св. Иоакимом, на котором еврейская шляпа.
  • Изображение с герба Юденбурга, Австрия.
  • На картине 1882 года «Вальдемар Аттердаг требует выкуп с Висбю в 1361 г.» Карла Густава Хеллквиста (1851—1890) изображён еврейский купец в еврейской шляпе (справа).
  • Адальберт Пражский обличает евреев, тогующих христианскими рабами, перед Болеславом II, герцогом Богемии. Рельеф с двери дворца в Гнезно (Польша).
  • Собрание французских раввинов XIII века.

Словари и статьи

Составителям словарей надо отдать должное в том, что словарный состав их источников необычайно широк. В их статьях можно найти толкование любого слова. И еврейская «ермолка» не является исключением. Можно для сравнения привести в пример несколько объяснений значения слова из двух-трёх словарей.

Ермолка имеет другое распространённое название: кипа. Но для начала обратимся к корифею собирателей утраченных словесных ценностей, к Владимиру Далю. В его словаре толкуется это слово следующим образом:

«Ермолка – лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особенно того вида, как на́шивали её евреи».

Ермолка - это яркий символ еврейской религиозности / ujew.com.ua
Ермолка – это яркий символ еврейской религиозности / ujew.com.ua

Из другого источника, который связан с энциклопедическими сведениями в области религии, ермолка получает подробное объяснение:

«Головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку».

Энциклопедический словарь даёт пояснение этимологическому появлению на свет слова «ермолка». Составители статей относят его происхождение к древнерусскому и турецкому «дождевику», хотя ермолка не сможет спасти от этого природного явления своего хозяина. Скорее всего родственниками слова «ермолка» можно считать украинский, белорусский и польский языки. Хочется привести несколько переводов с других языков: ермолка с польского – шляпа, с иврита – «трепещущий при виде Бога», кипа имела значение «купол».

Носящий ермолку еврей выражает уважение к Всевышнему / 10by10.ru
Носящий ермолку еврей выражает уважение к Всевышнему / 10by10.ru

Как называются кудряшки у евреев и что они символизируют

Содержание статьи:

  • Как называются кудряшки у евреев и что они символизируют
  • История появления, традиции или почему евреи носят пейсы
  • Как делают пейсы
  • Как называется шапочка еврея
  • Популярные женские еврейские прически
  • Примеры звезд с еврейскими стрижками
  • Другие национальные прически, которые характерны для определенных стран или религий
  • Фото с пейсами мужчин и мальчиков

Пейсы- обязательный атрибут для любого ортодоксального еврея. В Торе есть заповедь, запрещающая выбривать пеот — волосы на висках.-В Торе есть запрещающая заповедь: “Не закругляйте углов ваших волос головных” (Ваикра, 19:27). По сути, любая длина волос на висках дозволена, но у многих возникает желание исполнить ее наилучшим способом и как можно явно показать отличие от нееврейского окружения. Их длина и форма зависит от законов, принятых в общине, поэтому пейсы могут быть разными, чтобы соответствовать тем или иным требованиям.

shminifund popovaleksandr_72 ochekanov_tvpro

Современные модели

В современном мире традиционный еврейский костюм все еще достаточно популярен. Религиозные евреи также используют ермолки и традиционные накидки. Полноценный костюм используется для различных торжественных мероприятий и собраний.

Еврейский национальный костюм - советы и рекомендации от Krasota4All.ru

Нередко в национальные наряды облачаются и для исполнения традиционных танцев. В этом случае женщины используют более современные варианты, поскольку в традиционном облачении двигаться не совсем удобно.

Традиционный еврейский костюм – это отражение всех особенностей мировоззрения этой нации. Каким бы переменчивым ни был мир вокруг, евреи успешно подстраиваются под изменения в нем. Так и их национальная одежда, меняясь в зависимости от эпохи и места обитания, остается уникальной и не похожей на костюмы других народностей.

Обувь и аксессуары

В качестве обуви использовались комфортные чёрные ботинки с высокими голенищами. Такая обувь надевалась летом на босые ноги плотно и шнуровалась до самого верха , а зимой — на связанные собственноручно чулки, при помощи подвязок крепившиеся на уровне колен либо немного выше. Современные женщины, как правило, носят туфли без каблуков.

В качестве аксессуаров в большинстве случаев
применяются широкие пояса, в некоторых случаях используются также галстуки соответствующего оттенка. Использование галстука вызывает массу противоречий, поскольку при его завязывании формируется узел, напоминающий по своей форме крест.

Как кипа держится на голове?


Студенты изучают Талмуд. Нью-Йорк, 1960 год© Bettmann / Getty Images

Кипа — легкая шапочка, традиционный еврейский мужской головной убор, — на голове держится за счет своей формы и размера. Чаще всего это матер­чатые или тряпичные кипы. Если кипа легкая, жесткой формы, изготовлена из сукна или из бархата, то для ее ношения может потребоваться какой-то девайс. Обычно таким девайсом становится женская заколка. Но вообще, правильно подобранная кипа хорошо сидит на голове и не слетает. Гораздо интереснее, как кипа держится на лысой голове: либо она очень хорошо подобрана, либо это специальная кипа с силиконовой прозрачной полоской по окружности. Такую полоску можно увидеть, например, на женских чулках.