Татарский национальный костюм: основные элементы и их значения. Отличительные черты национального одеяния татар

/

История формирования национальной одежды татар

Как и большинство элементов одежды, татарский национальный костюм возник под влиянием особенностей жизни народа. Нужно помнить, что в этом случае дизайн учитывает особенности нескольких групп народностей.

Основное влияние на визуальный облик и рисунок оказала поволжская ветвь. Отражение в костюмах получили религия и традиции — верховая езда, танцы, уважение к старшим, постоянное перемещение по территории (кочевничество). Национальная обувь и одежда созданы с тем учетом, чтобы в них было комфортно в любую погоду: летом не должно быть жарко, а осенью и зимой – холодно.

Крымско-татарский костюм, как и любой другой вариант, создавался для удобства длительной верховой езды, поэтому для пошива вещи использовался мех, кожа, верблюжий или бараний войлок, а также сукно.

Современный образ жизни указывает на то, что внешность должна быть красивой, одежда – стильной, чтобы общество смогло оценить умение человека следовать моде. Традициям и культуре отводится все меньше места, поэтому, как татарин, так и татарка чаще используют народный, типичный для старшего поколения костюм только на праздниках или в качестве сценического наряда на выступлениях.

История формирования национальной одежды татар
История формирования национальной одежды татар
История формирования национальной одежды татар
История формирования национальной одежды татар
История формирования национальной одежды татар
История формирования национальной одежды татар
История формирования национальной одежды татар

Традиционные костюмы мужчины и женщины

Разновидности повседневной одежды

Определяющая народность особенность имеется во многих костюмах. Образ татар позволяет понять, что они практичны и склонны к созданию комфорта, в каких бы условиях им не приходилось жить.
Традиционный татарский костюм представлен следующими элементами:

  • рубашка;
  • свободного покроя штаны (шаровары);
  • распашной халат.

Присутствует и головной убор – платок носит женщина, тюбетейку – мужчина. В любом случае он богато украшен различными декоративными элементами. Присутствует узор или орнамент, указывающий на особенности рода, вышивка, выполненная золотом, монеты и различные по величине бусины.

В 90% случаев узоры берутся из растительного или животного мира, указывая на то, что народ относится к природе бережно. К особенностям нужно отнести тот факт, что мужской и женский костюмы не имеют значительных отличий. Но некоторые все же имеются.

Для женщин

Женский вариант длиннее мужского – рубаха доходит до ступней. Для пошива используются натуральные ткани и материалы:

  • хлопок;
  • шелк;
  • парча;
  • бархат;

В качестве элементов украшения применяются яркие ленточки, тесьма (серебро и золото по оттенкам), разноцветный бисер, тонкое кружево и различная бижутерия. Женщинам, девушкам и девочкам необходимо было дополнительно налевать тешелдрек или кукрекче, которые закрывали слишком большой нагрудный вырез.

Грациозности женскому образу придавала легкая приталенность штанов. Верх (камзол) запахивался на правую сторону, имел боковые клинья (выкройка уже учитывает эти особенности). Особенность в том, что верхняя часть татарского женского повседневного костюма была украшена богаче – присутствовал мех и вышивка. Верх женского костюма:

  • широкий халат (запахивается);
  • блуза;
  • камзол до бедер (с рукавами и без них).

Украшение этих элементов велось монетами, перьями или тесьмой. Для пошива туники применяли бархат, меховые элементы, позолоченную тесьму. Особого внимания заслуживает пояс. Его украшали крупные пряжки, изготовленные из серебра. В зимний период к костюму добавляли меховой элемент – шубу.

На мужчине – короткая рубаха, на женщине – длинная, похожая на платье.

Для мужчин

Рубаха имела боковые клинья и глубокий вырез, чтобы движения были максимально свободными и ничем не стеснялись. Носить ее следовало без пояса.

Штаны изготавливались также из натуральных материалов – льна или хлопка, ткань была однотонной. Для мужчин допускались полоски. Крепость и прочность изделий позволяли длительное время носить штаны без дополнительного ремонта

Для детей

Детская одежда для младенцев была универсальной и удобной. С возрастом в ней появляются первые отличительные признаки, указывающие на пол ребенка. Основные цвета для девочек – зеленый, бордовый, синий, для мальчиков – синий или черный варианты. Специально расписывать или разукрашивать элементы одежды не требовалось. Украшения и аксессуары появлялись по мере взросления детей.

Традиционные костюмы мужчины и женщины
Традиционные костюмы мужчины и женщины
Традиционные костюмы мужчины и женщины
Традиционные костюмы мужчины и женщины
Традиционные костюмы мужчины и женщины
Традиционные костюмы мужчины и женщины

Национальные татарские украшения

Аксессуары использовали не только дамы, но и мужчины. У парней украшений не так много: перстни, пряжки для ремней. А вот у женщин ассортимент разнообразней. Ведь не зря благополучие мужа оценивают по тому, насколько богато «наряжена» его супруга.

С древних времен дамы носили серьги. Помимо собственных моделей, дизайн аксессуаров заимствовали у русских, кавказцев.

Также популярностью у татарок пользовались шейно-грудные украшения. Мусульманки носили перевязь, где в маленьких кармашках хранили выписки из Корана.
Вернуться к оглавлению 

Описание

Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.

Цвета и оттенки

Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.

В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.

У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.

В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.

Ткань и орнаменты

Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.

Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче.

Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:

  • Степные (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Также для украшения нарядов использовали виноградную лозу, пальмовые листья. Геометрические узоры отодвигали на втором плане, в приоритете у татар были сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – полихромность (использование разных оттенков).
Вернуться к оглавлению 

Элементы

По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.

Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.

Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке.

Читайте также:  Порядок ушивания объема бюстгальтеров и купальников. Что делать, если бюстгальтер деформировался после стирки

Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.

Крой и декоративные швы

Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.

Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:

  • Вразброс. С помощью толстых нитей выполняли узор в виде полос. Чаще всего использовали для декорирования шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань. Волокна накладывали на основные нити, полностью перекрывая их. Распознать орнамент можно по характерным зазорам, напоминающие маленькие ступеньки.
  • Досочный. Нити повторяются на лицевой и изнаночной стороне. Шов напоминает декоративную вышивку.

Татарские головные уборы

Их подразделяют на домашние и выходные. В первом случае на голову надевали тюбетейку. Это шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха.

Шапочку прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос. Ткань использовали разнообразную, также отличался узор, поэтому головной убор имел огромное количество вариаций. Яркие тюбетейки выбирали молодые парни, татары преклонного возраста останавливались на скромных моделях однотонной расцветки.

В головных уборах для женщин четко отслеживалась дифференциация по возрасту. Наибольшей популярностью пользовался калфак. Его надевали вместе повязкой-украшением (ука-чачак), конусообразный конец с кисточкой отбрасывали назад.

Замужние дамы прикрывали не только волосы, но и шею, спину. Головной убор женщины включал в себя три основных элемента. Волосники применяли, чтобы собрать и прикрыть причёску. Мусульманки заплетали локоны в две косы и прятали под чепец, как русские барышни.

Основной или средний убор (покрывало) чаще носили дамы преклонного возраста. Оно отличалось по форме: треугольное, квадратное и т.д. Верхний головной убор надевали поверх покрывала, чтобы надежно его зафиксировать. Для этой цели использовали повязки и шапки.

Повседневные наряды

Повседневный костюм татар выполнялся в минималистичном стиле, все элементы свободно надевались. Домашним головным убором татарки был платок, а у мужчин — тюбетейка. Также в национальном образе присутствовали особые украшения, которые позволяли внешне определить финансовое состояние человека и его статус в обществе.

Одежда

Штаны, рубаха, верхняя одежда имели различную длину, ширину, декор и изготавливались из бюджетных или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно садился по фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, камзол был на запах. Отличия повседневного наряда по половому признаку:

  1. Национальные костюмы татарок изготавливали из хлопка, шелка, парчи, бархата, льна. Длинная рубаха напоминала платье, у крымских татар она дополнялась воланами и трапециевидным силуэтом, который скрывал крупные бедра девушки. Широкий халат, камзол или безрукавка запахивались на правую сторону, их длина была до середины бедра. Для украшения одежды и головных уборов использовали тесьму, бисер, кружево, монеты, яркие ленточки.
  2. Мужской наряд шили из хлопка, льна, шерсти, шелка. Рубаха до колен имела боковые клинья, вырез для головы, она ничем не подпоясывалась. Верхняя одежда запахивалась, подпоясывалась лентой из шелка, хлопка или бархата. В качестве декора по подолу камзола использовали цветочные узоры или декоративные швы из серебристых, золотистых нитей.

По богато отделанному мехом татарскому национальному костюму определялось состояние семейной пары, их положение в обществе. Наиболее ценными видами считались бобер, соболь, песец, куница, черно-бурая лисица.

Головные уборы

Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань, покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.

Интересные факты о женских головных уборах:

  1. Для девочки и юной девушки предлагались однотонные шапочки (бурек), изготовленные из плотной ткани или меха.
  2. В деревнях татарка носила вязаный калфак из белой ткани, городские девушки предпочитали изделие из дорогих шелковых нитей в полоску.
  3. Замужние дамы прикрывали головным убором не только волосы, но и шею, тело.
  4. Треугольные, прямоугольные, квадратные покрывала носили пожилые женщины.

Головной убор мужчин состоял из двух частей: нижняя (для повседневной домашней носки) и верхняя (предназначенная на выход). Для дома использовалась мужская тюбетейка, которая прикрывала только макушку. Поверх небольшой шапочки носили войлочные или тканевые шляпы, бурек, чалму. Яркие тюбетейки с орнаментом, выполненные из дорогих тканей, предназначались для молодых парней. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шляпы.


Тюбетейки
Бурек
Калфак
Девушки в национальных татарских головных уборах

Праздничные и свадебные наряды

Татарская национальная праздничная одежда выглядит дорого и роскошно. Настоящий торжественный костюм – это изобилие декоративных элементов, лучший по качеству материал и пошиву.

Для женщин

Свадебный вариант платья выполнялся из ткани различных цветов:

  • белого;
  • вишневого;
  • зеленого в сочетание с голубым;
  • морской волны.

В качестве обуви выбирались удобные сапожки (сапожок или ичиг мог иметь элементы украшения). Дополнительно невесты могли надевать камзол. В качестве головного убора использовалась тканевая накидка и расписной калфак.

Для мужчин

Особенный праздник подчеркивался костюмом насыщенного синего цвета с традиционным народным узором в качестве украшения. Жених должен был выглядеть богато, чтобы о нем сложилось положительное мнение.

Никах особенно важен для тех, кто ценит традиции, именно здесь внимание уделяется костюмам.

Современный красивый праздничный наряд имеет характер народности. Традиционные элементы сохраняются и сегодня – длина ниже колен, орнаменты. Богатое прошлое диктует свои правила: редкий элемент одежды лишен украшений. Зимний каракулевый ворот или меховая шуба присутствуют как неотъемлемый элемент образа.

Для детей

Праздничные детские наряды были расшиты золотыми узорами, образ дополнялся украшениями. Татарский праздничный костюм для девочки имеет покрывало на голову или шапочку с кисточкой.

Современные свадьбы не лишены традиционных праздничных украшений одежды

Праздничные и свадебные наряды
Праздничные и свадебные наряды
Праздничные и свадебные наряды
Праздничные и свадебные наряды
Праздничные и свадебные наряды
Праздничные и свадебные наряды
Праздничные и свадебные наряды
Праздничные и свадебные наряды

Национальная татарская обувь

Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.

Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.

Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.

При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком.
Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.

Особенности

Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.

Читайте также:  30+ вариантов платьев для невысоких женщин и правила выбора фасона, корректирующего фигуру. Модная шпаргалка: как правильно подбирать платье под свой рост

Краткое описание особенностей традиционного наряда:

  • широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
  • штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
  • верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.

Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.

Белый цвет у татар символизирует старость и траур. Поэтому светлые наряды было принято носить пожилым людям или посещать в таких одеяниях похороны.

Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.

Дополнительные элементы одеяния татар

Невозможно представить себе татарский народный костюм без разнообразных украшений и декоративных элементов. Именно по ним люди судили о благополучии и достатке в семье. Свадьба могла быть отменена, если наряды выглядели недостаточно роскошно. Количество нарядов, качество пошива давали возможность судить о паре в целом.

Татарский национальный костюм
Дополнительные элементы одеяния татар
Дополнительные элементы одеяния татар
Дополнительные элементы одеяния татар
Дополнительные элементы одеяния татар
Дополнительные элементы одеяния татар

Головные уборы

Национальный татарский костюм дополняется головными уборами. Голова женщины покрывалась особым элементом, состоящим из трех слоев:

  • ткань;
  • покрывало и обруч;
  • шапка или платок (для фиксации покрывала).

Мужской головной убор был двойным:

  • вниз надевали тюбетейку;
  • сверху – калфак (шапочка из войлока).

В качестве альтернативного варианта наверх надевали чалму. Для того чтобы окружающие смогли связывать человека с богатым сословием, головные уборы украшались атласом и бархатом. Обычно тюбетейки были однотонными. Яркие и пестрые варианты выбирали молодые парни.

Юные девушки носили однотипную тканевую или меховую шапочку, которая называется бурек. Ее также украшали, используя для этого вышивку, бисер, бусы, серебро и различные камни. Богатое оформление указывало на статус владелицы шапочки. Привычная многим шляпа не является частью национальной одежды татар.

Головные уборы
Головные уборы
Головные уборы
Головные уборы
Головные уборы

Обувь

Как и любой другой, крымско-татарский народный костюм имеет обувь.

Она представлена сапогами (читек). Носили их постоянно, в зимний период надевая на утепленные чулки. Для повседневного использования выбирали черные сапоги, праздничный вариант имел украшения вышивкой и аппликацией. Была и рабочая обувь, название которой – чабата.

Интересно! Отличительная черта национальной обуви – слегка завернутые вверх носки, так как по поверьям татар родную землю царапать нельзя.

Обувь
Обувь
Обувь
Обувь
Обувь

Вариант татарской обуви

Особенности национального татарского костюма
Древний народ со времен старины имеет свои особенности в традициях и культуре, которые находят отражение в одежде. Узнаваемые элементы и детали сохраняются и в современных костюмах, несмотря на то, что они получили обновленный фасон.

На рубашках можно увидеть растительные мотивы, на головах – небольшие шапочки. Разнообразие украшений можно увидеть на женщинах и девушках даже в повседневной современной одежде.

Разновидности

Мужской и женский национальный костюм внешне мало отличаются друг от друга. Основным элементом костюма является широкая рубаха-туника с боковыми клиньями и глубоким вырезом на груди. У казанских татар вырез заменял воротничок-стойка. Рубаха была достаточно длинная, широкая и носилась без пояса. Женская туника раньше была еще длиннее – примерно до щиколоток.


Рубаха могла быть шерстяной, хлопковой, шелковой или даже парчовой. Для ее украшения использовались цветные ленточки, золоченая тесьма, тонкое кружево, бусины и т.д. Под женскую рубаху обязательно надевалась нагрудная часть (кукрекче или тешелдрек), закрывающая вырез на груди. Шаровары шились из грубой льняной ткани: для женщин из однотонного материала, для мужчин – из полосатого.

Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс.

Женский костюм отличался от мужского только длиной и декором – он украшался мехом, вышивкой, аппликациями и т.д. Поверх рубахи женщины надевали камзолы (халаты, распашные блузы) длиной до колена или середины бедра. Камзол мог иметь рукава или быть без них. Подол, рукава и пройма украшались тесьмой, перьями, монетками и т.д.

Подол и рукава туники украшались крупными воланами. Обязательно использовалось большое количество украшений: серьги, кольца, перстни, монисто, подвески и т.д. Безрукавка, надеваемая поверх рубахи, шилась из бархата и декорировалась мехом или золотистой тесьмой.



Мужской головной убор состоял из двух частей: нижней и верхней. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка (калпак), меховая шапка или чалма. Калпак – конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Яркие, разноцветные тюбетейки предназначались для молодых людей, татары среднего и пожилого возраста носили однотонные модели.

Головной убор женщины указывал на ее семейное положение. Юные девушки носили однотипную текстильную либо меховую шапочку «такию» или «бурек», которая украшалась вышивкой и декором из бусин, серебра, кораллов. Голову замужних женщин украшал совсем другой головной убор, который состоял из трех частей. Нижняя часть предназначалась для закрепления волос (женщины носили 2 косы), затем шло покрывало и, наконец, повязка, обруч, платок или шапочка, фиксирующие покрывало.


В качестве национальной обуви у татар использовались сапожки (читек или ичиги). Повседневные модели были черного цвета, праздничная обувь украшалась орнаментом в мозаичной технике. В качестве рабочей обуви использовалась своеобразная разновидность русских лаптей (чабата).

Национальный костюм никогда не обходился без украшений. Их было очень много, и носили их и мужчины, и женщины. Это были крупные золотые перстни, печатки, кольца, поясные пряжки, женские накосники, серьги, подвески, кольца и т.д.


Детская одежда была практически одинаковой и не делилась на одежду для девочек и мальчиков. Единственным отличием была цветовая гамма. Костюм для девочек шился в ярких, разноцветных тонах: красном, зеленом, голубом. Костюм для мальчика был выполнен в более сдержанных оттенках синего или черного цвета. С ростом ребенка постепенно видоизменялся и национальный костюм: добавлялись ювелирные украшения, менялись головные уборы, обувь.

Праздничные

Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений.

Цвет свадебного платья может быть белым, а также насыщенно-зеленым, бордовым или синим, согласно татарским традициям. Возможен и другой вариант: белоснежное платье + сапожки и камзол, выполненные в одном из перечисленных цветов. Голова обязательно должна быть покрыта свадебным покрывалом или расшитым калфаком.

Мужской свадебный костюм выполняется, как правило, в темно-синем цвете и расшивается национальными орнаментами с помощью золотых нитей. Головной убор обязателен.

Читайте также:  Вязание спицами для девочек: выбор узора и пошаговое создание вязаной одежды для детей. Восхитительные кофты спицами для девочек

Современные свадебные наряды, хотя и шьются часто не европейский манер, обязательно сохраняют национальный колорит и верность древним традициям. Это проявляется в классическом фасоне, длине, наличию украшений, традиционных орнаментов и т.д.


Танцевальный татарский костюм тоже претерпел определенные изменения. Он может быть короче, чем классический, выполняться из других материалов, но национальная стилистика, тем не менее, сохраняется. Меховая жилетка-разлетайка, традиционная шапочка с кисточкой или покрывалом, традиционные орнаменты – все это делает костюм для танцев очень узнаваемым.

В современном стиле

Время не стоит на месте и старинный национальный костюм в некоторой степени видоизменился.Стилизованный под татарский костюм может иметь другой дизайн или длину, но в нем должны сохраняться узнаваемые для традиционного наряда детали.






Например, орнамент, чаще всего, растительный. Обязательна шапочка – калфак. Она может иметь несколько другую форму, шиться в тон самому платью или быть однотонным. Обязательно большое количество украшений – и на костюме, и на девушке.

Цветовая гамма и оттенки

Шить головные уборы и различные части одежды принято в одном тоне. Основной стиль – минимализм. Популярный цвет – насыщенно-бордовый. Также часто можно встретить:

  • синий;
  • золотой;
  • карий;
  • белый;
  • зеленый.

Минималистичность касается цветов и оттенков, которые представлены в тканях, украшениях и аксессуарах.

Гендерные разновидности

Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.

Женский

Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.

Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.

Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.

В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.

Детский

Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:

  • Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами. Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги. В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
  • Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.

  • Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей.

Вернуться к оглавлению 

Детская одежда

Татарская одежда для самых маленьких универсальна. В наряде для детей постарше появляются первые различия. Прежде всего, разница видна в расцветке. Наряд юных красавиц выполнялся в бордовом, синем или зелёном цвете, костюм мальчиков выполнялся в лаконичных чёрных или синих тонах. По мере взросления в одежде ребенка прибавлялись аксессуары, изменялась обувь и головные уборы.

Татарский национальный костюм

Современность

Со временем традиционный татарский костюм претерпел изменения. Сейчас наряд может иметь другой фасон и длину, но в нём сохранились узнаваемые детали. К последним относится растительный орнамент, неизменная шапочка-калфак, большое количество украшений как на девушке, так и на самом костюме. Калфак шьётся в тон платью, он может быть однотонным, а также иметь форму, немного отличающуюся от классической.

Сочетание оттенков в костюме татарочки

Типы ткани

Ткань и орнаменты разнообразны, что позволяет создавать множество вариантов на все случаи жизни. Раньше ткань подбиралась в зависимости от повода, для которого производится одежда. Для ежедневного использования применялся плотный материал, который можно было часто стирать. Подкладкой служила овчина, позже применялась вата.

Для праздников и торжеств использовалась шелковая ткань, парча и шерсть. В качестве декора выступали вышивка и тесьма. Для утепления использовали мех соболя, лисицы и песца.

Варианты кроя

Декоративные швы использовались для украшения одежды. Из них формировали разнообразные орнаменты, полоски и рисунки. Узор, характерный для национального костюма, – изображение природных мотивов (колокольчик, астра, роза, тюльпан, лошадь). Также на одежде часто вышивался треугольник. Растительные мотивы были и остаются основными.

Ткань

В зависимости от того, повседневным или праздничным был костюм, для его пошива использовались разные материалы.

Будничные наряды шились из хлопчатобумажного полотна или домотканного сукна. В качестве утеплителя для верхней одежды использовалась овечья шерсть или вата. Нарядные рубахи и камзолы шились из парчи, шелка, шерсти. Украшались золотой тесьмой, позументами, дорогой вышивкой. На отделку шел мех соболя, песца, лисицы.


Мужской костюм

Мужской костюм татар состоял из рубахи кольмэк, которая была шире и короче, чем женская; штанов шальвар; камзолов-безрукавок из бархата, расшитых золотом; камзолов с короткими рукавами; халатов жилэн; чекменей и овчинных тулупов.

Головными уборами татар были тюбетейки. Четырехклинную тубэтэй и калэпуш в виде усеченного конуса расшивали золотой гладью. Поверх них зимой надевали меховую шапку бурек. Бурек носили и женщины, только поверх головных покрывал.

Пояса. Кушак — кшак, трижды охватывающий талию, был неотъемлемой частью костюма татарина. У молодых крымских татар и татарок бытовал бархатный, шитый золотом колан-кушак.