Женские костюмы 19 века в России и Европе. Русский костюм XIX века

/

Женские костюмы 19 века во Франции и их фото

В XIX веке законодательницей женской моды в Европе по-прежнему остается Франция. Женские костюмы 19 века имели простые формы, крой не был сложным, как раньше, а вот ткани использовались преимущественно дорогие, что придавало наряду роскоши и великолепия. Портными использовались шелковые и шерстяные ткани, атлас, репс, штоф, бархат.


В начале 19 века женский костюм отличался простотой и сдержанностью, гардероб женщин пополнился платьями в греческом стиле. Основными цветами костюмов были красный, синий и белый.

Особого внимания вначале века заслуживают наряды в стиле ампир, представлены такие женские костюмы 19 века на фото ниже:



При пошиве таких платьев использовали шелк и бархат, наряды отличались глубоким декольте, вырезом на спине, завышенной линией талии. Платья были без рукавов или имели небольшие рукава-фонарики. Праздничные наряды расшивали вышивкой в египетском или греческом стиле.


В середине 19 века предметы женского гардероба приобрели выраженные нотки романтизма и страстности. И это неудивительно, ведь этот период в истории искусства известен как эпоха романтизма.


В это время греческие наряды уже потеряли свою актуальность, на смену им пришла одежда в классическом стиле. Линия талии теперь находится на своем месте, лиф стал более облегающим, длина юбки тоже изменилась – она укоротилась до щиколоток. Отличительной чертой женских костюмов середины 19 века были широкие присбореные рукава, благодаря такой детали талия визуально казалась тоньше.


Большое значение в эпоху романтизма отводилось аксессуарам – при создании женственного и мечтательного образа платье дополнялось муфтой, пелериной, шалью, шарфом. Новинкой моды стал боа – шарф, выполнен из перьев или меха.


В конце 19 века женские костюмы характеризуются изобилием декоративных деталей. Этот период в истории известный под названием «эпоха позитивизма», главной идеей которой была яркая демонстрация богатства и благополучия. Эта особенность эпохи не смогла не отразиться на предметах женского гардероба.


Женские платья того периода представляли собой сочетание тканей, разных по фактуре и цвету. Использовался шелк, бархат, шерсть, кружево, газ. Основные цвета нарядов – темные, в 80-е годы в женском гардеробе появляются наряды голубых, зеленых и розовых оттенков.

Украшения, головные уборы и прически 19 века

На самом деле шляпки и прочие аксессуары менялись вместе с платьями и другими предметами одежды. Мужчины в те времена носили короткие стрижки. Крайне популярными были высокие цилиндры. Что же касается украшений, то строгий костюм предусматривал минимальное количество декора. Мужчина мог носить лорнет, который крепился к одежде с помощью цепочки. К допустимым украшениям относились также часы, табакерка, а также цепочки и брелоки для ключей.

А вот женская мода менялась практически постоянно. В начале 19 века модными были высокие замысловатые прически. Женщины носили шляпки и капоры. В середине века женщины просто зачесывали волосы назад, завязывая узлом сзади, разрешалось выпускать лишь несколько завитков. Уже в 1870-х годах в моду снова вошли высокие прически, но теперь они были намного проще. В это же время появились маленькие шляпки, которые украшали искусственными цветами и перьями.

Женские платья начала XIX века

В начале XIX века шикарный стиль рококо сменился простым ампиром. На смену пышным нарядам пришли легкие платья в стиле Греции. В моде был античный силуэт. Платья начала XIX века имели свои отличительные черты:

  • легкие ткани;
  • завышенную талию;
  • ленту под грудью;
  • глубокий вырез;
  • рукава-фонарики;
  • свободный подол со складками;
  • длину в пол.

Особенно модным был красный, белый и синий цвет. Наряды носили с балетками из шелка. У этой обуви были длинные ленты, которые обвязывали вокруг ног. Дополнением образа служила шелковая или шерстяная шаль с бахромой.

Бальные платья имели глубокое декольте, дополнялись белыми перчатками, пышным веером. Деталью костюма были туфли на невысоком и устойчивом каблуке.

Передник

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века
Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Как одевались во второй половине 19 века?

одежда 19 века в России
Если вам нравится одежда в стиле 19 века, то вы должны знать о том, что на протяжении всего столетия мода постоянно менялась, причем радикально. Если в начале века модным был стиль ампир, который проповедовал естественность и простоту, то ему на смену вновь пришли громоздкие платья, нижние юбки и прочие детали.

В частности, женщины опять начали носить тугие корсеты, которые делали талию более тонкой. Кроме того, популярным становился кринолин — металлическое кольцо, которое поддерживало нижние юбки, делая бедра более пышными. В некоторых странах юбки имели длинный подол, который скользил по полу.

В дальнейшем на смену кринолину пришел турнюр — металлический каркас особой формы, который изготавливали из металла или китового уса. Такое приспособление давало возможность собирать юбки сзади в пышный узел, который украшали большими бантами. Одновременно платье тесно облегало бедра спереди.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.
Сарафаны с душегреями
Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».
Вероника Батхан. «Русские красавицы»

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли
Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена
Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 год javascript: void(0)

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Читайте также:  Juki DDL-8700 – швейная машинка для промышленного пользования. Швейные машины Juki: плюсы и минусы, модели, выбор

Читайте также:

  • Самые необычные головные уборы русских жён
  • Русская мода. Павловопосадский платок
  • Встречаем морозы

Женские наряды середины XIX века

В середине XIX века фасон платьев стал возвращаться к существующей прежде моде. Они отличались следующими элементами:

  • высокой талией;
  • наличием корсета;
  • крахмальной юбкой-колоколом;
  • металлическим каркасом;
  • манжетами.

Вместе с началом правления королевы Виктории в моду вошли романтические и мечтательные образы. Наряды приобрели выраженную пышность и стали дополняться оригинальными атрибутами. Платья 19 века украшались узорчатой каймой, воланами, фестонами. Популярным был силуэт «песочные часы».

Период 60-х годов стали называть «вторым рококо». Дамы этого времени носили изящные чепцы и шляпки, муфты и перчатки. Одежда дополнялась шнурованными ботинками, шалями, зонтиками и ювелирными украшениями. Отличительной чертой костюма стал особенный крой рукава под названием «баранья нога». Это широкий рукав в плече, который сужен от локтя к манжете.

В 50-е годы для пошива нижних юбок использовали специальную жесткую ткань, которую делали из китовых усов или стальной проволоки. Внешне каркас напоминал большую клетку для птиц.

Женские платья середины XIX века
Женские платья середины XIX века

В 70-е годы дамы стали подкладывать под подол подушку. Так они придавали своей фигуре пышность. Заднюю часть платья украшали драпировками, рюшами и складками для того, чтобы визуально увеличить область ягодиц. В моде было декольте, которое женщины прикрывали днем косынками или шалями. Показывали глубокий вырез во время выхода в свет вечером.

Стиль – второе рококо (1840-60-е годы)

К середине XIX века во Франции вновь восстановилась монархия, свергнутая в конце XVIII века во время Великой французской революции. Вместе с восстановлением старых порядков возродился стиль рококо – одно из самых ярких направлений в истории моды французской аристократии накануне революции. Только теперь он получил название «второе рококо» или «выставочный стиль».

На возрождение этого стиля в женском костюме XIX века повлияли восхищение новой императрицы Франции Евгении эпохой французской королевы Марии-Антуанетты и увлечение светских дам нарядами одной из самых известных женщин XVIII века – маркизы де Помпадур.

Стиль второе рококо делится на период малого кринолина (1840-50-е годы) и расцвет второго рококо (1850-60-е годы). В моду вернулись пышные юбки с кринолином, корсеты, шали на восточный манер, объемные рукава, банты, буфы, рюши, кружева, ленты.

В середине XIX века дамы вновь стараются скрыть под многослойной одеждой естественные очертания фигуры. Чтобы выйти в свет, им нужно было надеть нижнее белье: белую длинную рубаху, панталоны и чулки. Затянуться потуже в корсет из китового уса. Как и в период рококо XVIII века в моде снова тонкая талия.  

Подготовка завершалась кринолином – каркасом, который состоял из нижних юбок, число которых могло доходить до 6. Самая первая из них была сшита из конского волоса. Ее длина доходила до колена. Только после этого можно было облачаться в платье.

К середине столетия кринолин усовершенствовался. С 1859 года каркас состоял из эластичных стальных обручей. Наступает кринолиновый бум.

В 1850-60-х годах женщины просто утопают в неимоверно широких юбках. Подолы некоторых таких платьев в диаметре достигали 180 см. Такие платья носят не только знатные дамы, но и мало-мальски обеспеченные женщины. Была придумана универсальная модель женского платья со сменным лифом. В зависимости от времени суток менялся верх платья: вечером с юбкой носили верх с открытыми руками и плечами. Днем с той же юбкой – что-то закрытое.

Портрет императрицы Марии Александровны
Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II, Франц Винтерхальтер, 1857 г.

Дамские наряды становятся чрезмерно роскошными и особенно вычурными. На смену простым фасонам и легким тканям приходят драпировки из тяжелых тканей. Повседневные и бальные платья шьют из бархата, парчи, атласа, шерсти, штофа, шелка. Появляется новинка – ткань «газ кристалл», которую ткали из нитей двух цветов.

Поменялась и расцветка. Светлые оттенки почти исчезли. Дамские однотонные наряды шьют в основном из ткани темного цвета. Используют полосатую, клетчатую материю. С появлением красителей модными становятся насыщенный красный, лиловый, цвет фуксии.

Наряды все больше «обрастают» цветочками, кружевами, рюшами, бахромой, вышивкой, искусственными цветами.

Принцессы Александра и Дагмара Датские
Принцессы Александра и Дагмара Датские. Франц Винтерхальтер, 1866.

Появляется модная новинка – приталенный жилет казаки, в котором дамы выходили на прогулку или в гости.

Прически стали проще: гладкие, с прямым пробором, тяжелым узлом сзади и несколькими завитками волос. Их украшали гирляндами цветов, диадемами. Или зачесывали и убирали в шиньон.

Капоры и шляпы носили до 1860-х годов. Затем с изменением моды в одежде на смену им пришли маленькие шляпки.

Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина
Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина, Франц Винтерхальтер, после 1857

Женская одежда 19 века

одежда дворян 19 века
Одежда в античном стиле постепенно приобретала популярность. Многие модницы, стремящиеся уподобиться Жозефине, отказывались от корсетов в пользу удобства и естественности. Стиль ампир предусматривал ношение платьев с мягкими лифами и слегка завышенной талией. Кстати, ткань лифа богатые леди украшали изысканной вышивкой, а иногда бусинками и бисером.

Кстати, для платьев в те времена выбирали мягкие, гладкие и тонкие ткани, в частности, батист, кисею, муслин, перкаль. Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню. При движении одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и грациозность движений.

Что же касается верхней одежды, то женщины продолжали защищаться от холода с помощью пелерин и мантилий. Кстати, все более популярными становились большие платки, которые покрывали спину и затягивались узлами на плечах. Верхняя одежда 19 века в России представляла собой турецкие платки, без которых дамы просто не выходили из дома.

Естественно, одежда и ее оформление зависело от того, куда ее будут надевать. Бальные платья были более роскошными. В гардеробе модницы обязательно должны были присутствовать повседневные наряды, костюмы для верховой езды, прогулок на природе и т. д.

Стиль романтизм и бидермейер в женском платье

Ампир продержался недолго. Но мода на женственность и утонченность не исчезла. В 30-е годы его сменил стиль романтизм, который по времени совпал с параллельно существующим еще одним необычным и интересным направлением в мире европейской моды – стилем бидермейера в 1820-1840 годы.

Бидермейер – по сути это не название художественного стиля. Так обозначается тридцатилетний период в начале XIX века между наполеоновскими войнами и революциями в Европе. Возникшее в это время художественное направление проявилось преимущественно в немецкоязычных странах в разных сферах искусства и культуры. В том числе и в женском костюме.

Греческие мотивы остаются в прошлом. На смену им приходит классический крой. Появляются платья с пышными юбками с большим количеством складок, с широкими объемными рукавами-буфами, открывающими плечи и шею.

Линия талия возвращается туда, где ей положено быть. И даже если она завышена, то слегка. Тонкую талию подчеркивают широкие рукава, пышные юбки, корсеты, которые снова в моде и затягиваются все туже.

Верхняя часть наряда с не такими откровенными вырезами, как раньше, подчеркивает грудь и низко опущенные плечи, длина юбок поднимается до линии щиколотки. Очень много декоративных украшений: кружев, лент, оборок.

Читайте также:  Нитка-резинка для выполнения сборки. Виды нитки-резинки и способы ее применения в вязании и шитье на машинке

Иногда, но довольно редко, встречаются платья с кринолином. Чтобы поддерживать верхние юбки и создавать эффект пышности, под платье надевают несколько сильно накрахмаленных нижних юбок.

Особая примета времени – рукава. Они всегда объемные и широкие. У повседневных платье чаще всего это длинный простой рукав. Для создания объема в верхнюю его часть вшивали китовый ус.

Появляются рукава-жиго. В России их называли в шутку «бараньей ногой». В верхней части рукав был очень объемным и широким. Но постепенно он становился все уже и уже.

Бальные платья чаще всего шили с короткими объемными рукавами-фонариками на манжете. Рукав мог состоять из верхнего длинного рукава из полупрозрачных тканей или шелка и внутреннего короткого, плотного, подбитого ватой или пухом.

Деталям и аксессуарам уделяется огромное внимание: шали, пелерины, зонтики, муфточки, появившийся в это время боа из перьев или меха.

Примеры восхитительных женственных нарядов этого времени можно увидеть на картинах Карла Брюллова «Всадница», потрете великой княгини Елены Павловны и портрете Наталье Гончаровой, написанном братом художника Александром Брюлловым.

«Всадница», К. Брюллов
«Всадница», К. Брюллов, 1832
Великая княгиня Елена Павловна
Великая княгиня Елена Павловна, К. Брюллов, 1830
Наталья Пушкина
Наталья Пушкина. Александр Брюллов, 1831-1832.

Платья уже делятся на повседневные, утренние и бальные. Повседневные модели попроще, без декольте и с длинными рукавами. К ним полагались зонтики от солнца и короткие перчатки. В моде была аристократическая бледность. На плечи набрасывали кружевные косынки-фишю.

Бальные платья шили с короткими или длинными рукавами, открытыми плечами и декольте. Длинные перчатки дополняли вечерний наряд с короткими рукавами. Тонкую талию обязательно подчеркивал пояс с пряжкой или бантом.

Платья носили с шарфом эшарп (опускается сзади на талию, затем его перекидывают спереди на руки, согнутые в локтях), с круглым шарфом из страусовых перьев, из меха, с шалями.

Портрет великой княжны Александры Николаевны
Портрет великой княжны Александры Николаевны, 1837–1844, К. Брюллов

В это же время входит в моду платье-амазонка – женская одежда для верховой езды, состоящая из узкой кофточки и суконной длинной юбки. К ним в комплекте – перчатки и шляпа с вуалью.

Платья шьют уже не только из светлой ткани, но и цветной, даже темной или в клетку. В моду начинают входить кружева, рюши.

Портрет М. А. Бек
Портрет М. А. Бек, Брюллов, 1840

Из шляп этого времени особенно популярен капор с высокой шляпной тульей, куда дамы убирали собранные на затылке волосы. Жесткие широкие поля капора, сужающиеся к затылку, обрамляли лицо. Удерживался он на голове широкими лентами, которые завязывали в бант под подбородком. Дома же дамы носили льняные чепцы, которые постепенно становятся скромнее.

Модные в начале этого периода сложные и высокие прически с разнообразными пучками, асимметричные, с завитыми и взбитыми локонами и кудряшками, с бантами и петлями из волос постепенно сменяются гладкими прическами без кудрей.

В моде прическа с косичками около ушей под названием «а-ля Клотильда», которая пришла из английской моды.

Великая княжна Александра
Великая княжна Александра, акварельный портрет Владимира Гау, 1840-е.

Стиль ампир – возрождение античности и «нагая мода»

Женская мода начала века не отличалась сложностью фасонов платья. Господствующий в это время во всем искусстве неоклассицизм с его естественностью и законченностью в российской моде получил название «стиль империя» или шемиз (в переводе с французского «chemise» – рубашка).

«Московский Меркурий», модный в то время журнал, писал: «в нынешнем костюме главным почитается обрисование форм». То есть одежда должна демонстрировать естественные очертания фигуры, облегая ноги и живот.

Наконец-то женщины освободились от кринолинов и корсетов. И вздохнули полной грудью. Воздушные невесомые наряды из хлопка, крепа, муслина, кружева, шелка в основном светлых оттенков сменили платья из плотной ткани с пышными юбками.

По форме это были простые длинные платья рубашечного покроя в греческом стиле. С маленьким объемом лифа, высоким положением линии талии, которая смещается под грудь и часто выделяется поясом. Руки и шея открыты. Вырезы чаще всего квадратные, реже – закругленные, но всегда глубокие. Рукава–фонарики – короткие, шарообразные, подчеркивающие линию плеч. Длина юбки зависела от времени года. Встречались модели с длинными шлейфами.

Примерно до 1809 года женщины не носили корсеты. Но потом они снова вошли в моду. Хотя их затягивали уже не так сильно, как в предыдущие и последующие эпохи.

Пример лаконичного наряда начала века – портрет Марии Лопухиной, написанный художником Боровиковским.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной
Портрет Марии Ивановны Лопухиной, художник Боровиковский.

Или парадный портрет Александры Федоровны, жены Николая I.

Портрет Александры Федоровны
Портрет Александры Федоровны, Жан-Лоран Монье, 1805 г.

В отличие от французского стиля, наряды российских модниц изысканнее и скромнее. Иногда они используют в своих нарядах какие-то детали и элементы из русского народного костюма.

Портрет княгини Авдотьи Голицыной
Портрет княгини Авдотьи Голицыной

С 1810 года платья перестают быть исключительно белого цвета. Адаптируя женский костюм под российский климат, начинают шить однотонные платья из дорогой плотной парчи, бархата. Иногда с длинными рукавами, украшенные вышивкой.

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой, 1811 г., художник Боровиковский В. Л.

С 1825 года мода меняется. Юбка платья в стиле ампир приобретает неширокую колоколообразную форму. Исчезают шлейфы. Поверх платья дамы надевали коротенькие жакеты-спенсеры – характерная деталь для ампирной эпохи или роскошные кашмирские шали из шерсти тибетских коз, о которых в то время мечтали все модницы.

Женский наряд дополняли длинные перчатки, нитка жемчуга, небольшие бусы на шее, шляпки а-ля Памела, объемные чепцы, «восточные» тюрбаны. Модными становятся русские шубки. Для украшения высоких причесок с кудряшками на висках использовали нежные цветы, еще больше подчеркивающие женственность и легкость образов.

Например, Екатерина Авдулина одета в модное платье первой четверти XIX века с завышенной талией. На ее плечах – ярко-желтая нарядная кашмирская шаль.

Портрет Е. С. Авдулиной
Портрет Е. С. Авдулиной, О. Кипренский, 1822–1823

Если провести аналогию с сегодняшней модой, женские платья стиля ампир актуальны и сегодня. Такой фасон визуально вытягивает фигуру, скрывает недостатки и лишние килограммы.

В фильме «Война и мир» (1967 г.) можно полюбоваться нарядами этого периода.

Мужская одежда 19 века

одежда первой половины 19 века
Мужская одежда девятнадцатого века нередко менялась. Например, в начале века считались модными сюртуки, кружевные жабо, туфли с большими пряжками и ботфорты. Но в связи с популярностью стиля ампир представители сильного пола начинают отдавать предпочтение другой одежде.

Если говорить о повседневной одежде, то мужчина надевал светлые панталоны, сорочку, жилет, а поверх него — шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Как правило, фраки шили из тканей приглушенных темных тонов, в частности, модными были черный, синий и коричневый цвета. В качестве верхней одежды использовался двубортный сюртук. Одежду украшали однотонной симметричной вышивкой.

Мода начала 19 века: общая характеристика

одежда в стиле 19 века
Как уже упоминалось, на развитие мужской моды влияла философия и стиль жизни Наполеона. В то же время изменением женского платья прекрасная половина человечества была обязана очаровательной Жозефине. Именно она вместе со своим всемирно известным портным Леруаром создала так называемый стиль ампир.

Это было своего рода возвращение к античности: платья в греческом и римском стиле стали популярными сначала во Франции, затем в Европе, а потом уж появились и на территории России.

Читайте также:  Почему путается нижняя нитка в швейной машинке: причины. Швейная машинка путается нижняя нить что делать?

Пояс

Женские пояса из шерсти
Пояса со славянскими узорами
Станок для ткачества поясов

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Понева

Женский костюм. Понева
Женский костюм. Понева
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Красный

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Женский костюм. Красный цвет
Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

Красивая одежда что рекомендательное письмо Музей кружева Дом елецкого кружева Платки и шали в русском народном костюме Московский историко-этнографический театр Фольклорно-этнографический театр «Кресень»

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Одежда дворян и крестьян: в чем отличия?

Многие люди интересуются вопросом о том, отличалась ли одежда дворян 19 века от нарядов простых крестьян. Ведь это период революций, когда границы между простым населением и аристократией начинали постепенно стираться.

Тем не менее разница в одежде была. Простые женщины, разумеется, тщательно следили за модой, но в их распоряжении не было дорогих, роскошных тканей, из которых шили платья знатным дамам. Кроме того, простолюдинку всегда можно было узнать по чепцу и фартуку.

Женская мода второй половины XIX века – стиль позитивизм (1870-80-е годы)

В европейском искусстве стиль позитивизм в отличие от «великих стилей», таких как, барокко, классицизм, не распространился на все виды искусства. В основном его влияние во второй половине XIX века было заметно в декоративно-прикладном искусстве и женском костюме. В живописи же, например, это было время реализма и зарождающегося импрессионизма.

Стиль позитивизм сменил стиль второе рококо в женском костюме и вступил в права с 1870-х годов.

В середине 70-х годов XIX века наблюдается тенденция к упрощению костюма. В моде – стройные высокие фигуры, плотно облегающие фигуру платья.

Портрет Марии Фёдоровны
Портрет Марии Фёдоровны, жены Александра III, Генрих фот Ангели, 1874 г.

«Революция» в мире моды началась с отказа от кринолинов, которые в период стиля второго рококо были настолько широкими, что женщины из-за пышности юбок даже не видели, куда наступают.

Сначала кринолины начинают вытеснять кринолетты – своеобразная накладка в области ягодиц в виде юбки на проволочном каркасе с турнюром. Они продержались недолго: с конца 1860-х до первой половины 1980-х.

Кринолетт

Затем появились турнюры – небольшие каркасы из проволоки, либо ватные валики-подушки, которые закрепляли под платье ниже талии.

Турнюр

Все эти приспособления использовались с целью получить объем и пышность юбки в области ягодиц. Постепенно юбки спереди все больше сужаются, конструкция каркаса смещается назад. Начинается эпоха турнюра, который полностью вытеснил кринолин.

К 1870 годам платье «тюник» с турнюрами приобретает странную форму, напоминающую латинскую букву S: спереди юбки строгие прямые, узкие. Сзади – выпуклые. Модный силуэт этого времени – костюмы и платья с юбками, мягко облегающими фигуру и расклешенными книзу, становятся главной отличительной чертой и особенностью стиля позитивизм.

Портрет певицы Е. Л. Лавровской
Портрет певицы Е. Л. Лавровской, И. Крамской, 1972 г.

Юбка платья прямая, с треном (тянущийся задний конец платья в виде широкого хвоста), непременно сильно драпировалась, закладывалась бантовыми складками и подбиралась назад. Ткань на юбках ниже трена также закладывалась складками и с изнанки скреплялась тесьмой.

Лиф платья «тюник» – облегающий, гладкий. Рукава – прямые, сужающиеся к запястью. В повседневных платьях практически нет открытых участков тела: все скрывается от подбородка до кистей рук.

Короткий рукав, декольте, открытые плечи допускаются только в вечерних платьях.

Королева Дагмар Мария Федоровна с сестрой
Королева Дагмар Мария Федоровна с сестрой

Поначалу такие платья шили из шерстяной ткани, бархата темных оттенков. Дополняли платье «тюник» перчатки из тонкой ткани, зонтики от солнца, длинные нитки бус, небольшие сумочки на длинном шнурке, различные шляпки небольшого размера.

Прически снова становятся высокими со сложной укладкой. Встречаются кудрявые короткие челки. Иногда используются накладные локоны. К началу нового столетия женские шляпки, украшенные перьями, цветами приобрели постепенно вид наколок.

В это время появляются различные виды домашней одежды – пеньюары, халаты с рукавами кимоно, капоты – верхняя одежда широкого покроя. Бальные платья в стиле позитивизм отличались от строгих повседневных нарядов с воротником-стойкой горизонтальным декольте и небольшим шлейфом.

Помимо платья «тюник» появился костюм-тальер – костюм наездницы и первых эмансипированных женщин – феминисток. Костюм состоял из жакета, блузки, юбки и напоминал мужской костюм-тройку. Женщины дополняли его заимствованными из мужской моды галстуками, накрахмаленными манжетами и воротничками.

Еще одну модель модного платья, которое иногда называли «вокализ» (звучное), шили из тафты. Декольте и рукава украшали оборками, низ юбки отделывали бахромой, которая при ходьбе издавала своеобразный шелест – «фру-фру». Это считалось очень модным.

В целом русская мода, конечно же, следовала европейским (французским) тенденциям. Тем не менее в середине XIX столетия под влиянием движения славянофилов, которые критиковали подражание западным новым веяниям, появился стиль «а-ля рюс». Женские платья были простыми, без каких-либо дополнительных деталей. Турнюр заменялся небольшой драпировкой или бантом.

Портрет дочери художника Софьи Крамской
Портрет дочери художника Софьи Крамской, 1882 г., художник Крамской Иван Николаевич