Одежда Древней Греции — описание национальных нарядов. История костюма Древней Греции

/

Ткани и цвета

Сначала древнегреческие портные изготавливали одежду из овечьей шерсти. Позже стали использовать лен, а хлопок позволяли себе только богатые люди, так как его привозили с Востока. Ткани производили в домашних условиях, а у вельмож шитьем и ткачеством занимались рабыни. Но даже знатные женщины до замужества обязаны были научиться этому мастерству.

Цветовая гамма одеяний была разнообразной, но выделялись несколько оттенков:

  • белый;
  • пурпурный;
  • коричневый;
  • зеленый;
  • серый;
  • черный.

Одежда крестьян в Древней Греции

Отбелить ткань было трудно, поэтому светлые наряды считались самыми дорогими. Пурпурная одежда также высоко ценилась, хотя часто ее красили дешевыми материалами — сафлором, мареной, лакмусовым лишайником. В селах носили серые, зеленые и коричневые цвета. А во время траура надевали черные ткани.

Наряды украшали вышитыми рисунками выполненной гладью или крестиком. Самые известные орнаменты древних греков:

  • меандр;
  • пальметта;
  • критская волна;
  • плетенка;
  • бусы.

Чаще всего вышивка украшала края одежды, но иногда рисунок покрывал всю поверхность ткани. А дорогие наряды отделывали аппликациями из золотой фольги.

Головные уборы. Прически

Головной убор у греков не пользовался популярностью. Во время путешествий, в непогоду, для работы в поле они надевали петас – широкополую войлочную шляпу, завязывавшуюся длинными ремешками.

Женщины еще меньше нуждались в этом атрибуте одежды, поскольку большую часть времени находились в стенах своего дома. При необходимости они использовали платок, край плаща или лёгкий шарф – калиптру.

Говоря о головных уборах, нельзя не упомянуть о венках. Они символизировали заслуги, звание, знак уважения со стороны сограждан, социальный статус и играли важную роль в жизни уроженцев Эллады.



Исключительное внимание греки уделяли прическе, гармонирующей с одеждой. Ухоженные короткие, волосы, усы и круглая бородка, служившая символом мужества – вот образ свободного эллина. Основной женской причёской был «греческий узел»: разделенные на прямой пробор и спущенные низко на лоб волосы укладывались в узел на затылке. Форма простая, но используя повязки, диадемы, ленточки, сеточки, гребни удавалось создавать бесчисленные ее вариации.




Обувь

В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки. Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды. Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.

Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.

Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас. Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле.

Это интересно: 550,Описание — Кносский дворец

Гиматий

Основной предмет верхней одежды у древних греков, который носили поверх хитона как мужчины, так и женщины. Гиматий — прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, примерно два метра в высоту и 4 в ширину, в который древние греки тоже «заворачивались». Один край гиматия перекидывали черед левое плечо на грудь, где он свисал почти до пояса, другой край пропускали под правой рукой, прикрывая спину, и тоже закидывали на левое плечо. Равно неприличным считался как слишком короткий гиматий длиной выше колена, так и достающий своими полами до земли, поэтому хороший гиматий должен был прикрывать колени и верхнюю часть голени.

В эпоху античности края плаща иногда закрепляли на левом плече фибулой, но со временем эта традиция отошла, и любой уважающий себя грек носил гиматий без застежек, полагаясь на свое мастерство заворачивания.

Во время выступлений политиков, которые сопровождались активной жестикуляцией, люди шутили, что оратор «подпоясывает свой гиматий», т. к.

удержать такой плащ на себе, активно двигаясь, было очень сложно. Спустя некоторое время в полы гиматия начали вшивать грузики или даже просто подвешивать под одеждой небольшие гири, чтобы тяжелая ткань лучше лежала на плече и не норовила сползти вперед.

Современные аналоги в греческом стиле

Дизайнеры часто обращают внимание на античность при создании новых коллекций. Основными элементами греческого стиля в одежде считаются:

  • Драпировки, многослойность;
  • Асимметрия (открытое плечо, асимметричный подол);
  • Прямой свободный силуэт;
  • Натуральные ткани (лен, хлопок, шифон, шелк);
  • Завышенная линия талии.

Античная одежда Древней Греции является предком многих предметов современного гардероба. Наиболее известная версия хитона и пеплоса для женщин – платье или сарафан, чаще всего с талией под грудью, по примеру замужних дам античности. Плечи обычно остаются открытыми: ткань либо скрепляется на манер хитона на двух плечах, либо одно плечо полностью открывается, формируя так называемую «греческую бретельку». Платье в греческом стиле может быть коротким, но чаще встречаются длинные модели, украшенные драпировкой или плиссировкой.

Еще один предмет одежды в греческом стиле – туника. Она может быть как летней, легкой, так и утепленной. Греческие туники отличает завышенная талия, свободный крой, V-образный вырез или вырез лодочкой. Часто используется пояс в виде шнура или ремня. Так как туника обычно бывает укороченной, ее носят как блузу, а не как отдельный предмет гардероба. Туники могут носить и мужчины; для них она будет больше похожа на свободную рубаху или майку из натуральных материалов.

Гиматии и хламиды остались частью народного костюма Греции. В повседневной жизни их не носят, но они используются в качестве костюмов на праздники.

Стильный наряд

Современный греческий образ

Свадебное платье

Приятные оттенки одежды для девушки

Короткие платья на одно плечо

Бирюзовый цвет

Как создать образ в греческом стиле

Одежда

Гречанки знали, как подать свою фигуру в выгодном свете. Главная особенность платьев в греческом стиле – драпировки. С помощью струящейся и переливающейся нежными складками ткани можно замаскировать любые недостатки и правильно расставить акценты. Полные бедра, отсутствие талии, выпирающий животик, непривлекательная форма ног – все это будет спрятано под плиссированным платьем.

Платья в греческом стиле сексуальны, но не откровенны: они оставляют загадку и простор для фантазии. В основе таких нарядов лежит концепция пеплоса и хитона – одежды древних греков. Приветствуется асимметрия: например, платье с одной лямкой на плече или скроенный по косой подол

Асимметрия в одежде рассеивает внимание и делает образ интереснее

Столь популярные сегодня туники также являются отголосками греческих мотивов. Туники можно носить и как самостоятельную вещь, и комбинируя их с джинсами, лосинами, леггинсами, шортами. И если платье является ключевой частью праздничного ансамбля, то туника поможет тебе сформировать повседневный образ.

Платья и туники в греческом стиле, вопреки массовому убеждению, не обязательно должны иметь укороченный лиф. Они бывают как с завышенной, так и с классической линией талии, так что выбирай тот вариант, который более всего соответствует твоим индивидуальным особенностям телосложения.

Прическа

Прическа в греческом стиле – это союз практичности и женственности. Лучше всего для их создания подойдут длинные вьющиеся локоны, однако тебе никто не мешает завить прямые волосы. Греческие прически состоят из кос, валиков и кудрей. С одной стороны, они позволяют оценить изящную женскую шею и выделить черты лица, а с другой достаточно надежно крепят волосы, не давая им лезть в глаза и мешаться.

Для украшения причесок в греческом стиле чаще всего используются цветы, обручи, ленты или эффектные заколки.

Макияж

Образ в греческом стиле дополнит естественный макияж, выполненный с использованием оттенков коричневого, золотистого, бежевого, гармонирующих с цветом твоих глаз, волос и кожи. Главный акцент – на глаза. На веки широкими мазками накладываются тени. Ресницы красятся густо. Можно нарисовать небольшие изящные стрелки. Приветствуются тени и подводки с блестками.
Губки накрась прозрачным или натурально-розовым блеском.

Идеально подойдет для греческого макияжа золотистый ровный загар.

Женская одежда в Древней Греции

Женской одеждой для гречанки являлась туника. Это мягкая и тяжелая одежда, представляющая собой разновидность хитона. Туника струилась и спадала до самых пят.

Обычно женские одежды были белого цвета с использованием цветной каймы. Туника подпоясывалась, а драпировку формировали самыми различными способами. Это было настолько важно, что складки крахмалили и утюжили.

Идеалом женской красоты были златокудрые волосы, голубые глаза и светлая кожа при правильных чертах лица и прямом носе.

Незамужние девушки носили пояс на талии, а выходя замуж – под грудью. Кстати, вы можете почитать, как выдавали замуж в Древней Греции.

Когда женщина выходила из дому, она надевала гиматий, верх которого можно было набрасывать и на голову. Гиматий обычно был белого или розового цвета с красной или черной каймой. Гиматий носили по-разному, в зависимости от погодных условий и времени суток. Иногда такой плащ мог играть роль обычного шарфа, а иногда гречанка могла закутаться в гиматий полностью.

Читайте также:  Как связать кардиган — ТОП фото лучших моделей для женщин. Учимся пошагово вязать спицами и крючком + интересные схемы с описанием. Вязание кардигана спицами: основные правила выкройки, узоры, схемы с описанием и фото изделий

В Древней Греции женщины часто пользовались голубыми веерами в форме лотоса.

Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем. Традиционной женской прической был греческий узел, который используется и сегодня. Волосы расчесывались на пробор, завивались волнами и низко спускались на лоб, а на затылке завязывались в узел.

Среди украшений для волос в обиходе были сеточки из шнуров, шпильки, диадемы и гребни.

Ювелирные украшения особенно ценились у богатых слоев населения. Часто, наряду с богатыми одеждами, именно украшения подчеркивали статус и отличие человека в положении от бедняка.

Ценились ожерелья, пряжки, серьги, перстни, украшения для волос с камнями и драгоценными металлами.

Нужно отметить, что одежда древних греков из бедных слоев населения повторяла костюм богатых людей, но была меньшей по объему, более дешевой по качеству и не так дорого украшенной.

Рабыни в Древней Греции носили преимущественно костюмы, которые были характерны для их родного края.

Головные уборы

В небольшом докладе об одежде Древней Греции стоит рассказать и про головные уборы. Хотя жители Эллады использовали их редко, все же им приходилось защищать себя от зноя. Торговцы и работники сельского хозяйства носили пегас — низкую шляпу с широкими полями. Ее крепили под подбородком ремешками. Рыбаки и ремесленники надевали пилосы и кюне — колпаки из войлока и шапки из кожи. Рабы голову никогда не покрывали.

Особое место уделялось венкам, по которым можно было определить социальное положение и сан человека. Каждому событию соответствовали свои материалы:

  • ветви оливы вручали победителям Олимпийских игр;
  • лавр — для актеров, поэтов и драматургов;
  • мирт — выступающим в Народном собрании;
  • золотые лавровые или дубовые листья — символ царей;
  • сельдерей и сосновые побеги — участникам Истмийских игр.

Женщины практически не использовали головные уборы, ведь они большую часть времени проводили дома. На улице они покрывали волосы шарфом, краем плаща или платком. А в жару надевали фолию — яркую плоскую шляпку из соломы.

Как одевались мужчины в Древней Греции?

Основа мужского древнегреческого костюма – хитон, который складывался из куска ткани, и с одной стороны имел отверстие для руки, а с другой – закреплялся на плече при помощи застежки-фибулы. В период классики и расцвета культуры, в моде был однотонный хитон (белого или натурального цвета), к которому полагался один или два пояса. Для ремесленников, рабов и крестьян существовал еще более простой вариант одежды – короткий экзомис из грубой ткани, который они носили с остроконечным колпаком.

Очень популярен был длинный плащ – гиматий. Его можно было перекинуть через руку, в него можно было завернуться в непогоду или спрятать голову и лицо, чтобы не быть узнанным, а во время поединка убирать назад на спину. Короткий плащ – хламида, вместе с сандалиями или сапожками с отворотами и шляпой с загнутыми полями, представлял собой тип одежды для путешественников. Хламиду поверх легких доспехов также носили воины, а под доспех они надевали неизменный хитон с короткими рукавами. [mydoubleline]Сами доспехи, на долгие столетия ставшие образцом для многих народов, состояли из кирасы – металлического панциря на спину и грудь, поножей, защищающих икры, сандалий на толстой подошве и шлема (каждая из областей Древней Греции имела свою форму шлема).[/mydoubleline]

Шляпы были маленькие и узкие, большие и широкополые, войлочные и соломенные. Волосы древние греки отращивали только до наступления совершеннолетия, которое наступало в 16 лет, после чего их чаще всего коротко остригали. Бороду, напротив, не брили, и тщательно за ней ухаживали, придавали ту или иную форму и завивали. Интересно, что борода считалась признаком мужественности вплоть до середины IV в. до н.э., когда Александр Македонский ввел в моду бритье.

Украшения

Женщины, которые могли себе это позволить, всегда носили много ювелирных украшений. Часто они заключали в себе религиозные и мифологические сюжеты, например, были популярны серьги и подвески в виде купидонов и других существ. Особенно отличались металлические витые браслеты, которые могли занимать все предплечье и сочетать в себе целые миниатюры, изображения растений, животных и богов. Мужчины носили только массивные перстни-печатки, почетные государственные деятели по праздникам надевали золотые лавровые венки, а вот мужчинам Спарты запрещалось носить любые ювелирные украшения и уподобляться слабому полу.

Каким был идеал женской красоты в античности?

Когда мы говорим о красоте человеческого тела, перед нашим взором тотчас возникают образы древнегреческих Венер. И неудивительно: в изображениях гармонически развитого человеческого тела греческие скульпторы до сих пор являются образцом совершенства.

Отношение греков к телесной красоте особенно ярко иллюстрирует история Фрины — известной гетеры, послужившей моделью для многих статуй. Когда ее осудили за богохульство и «развращение лучших афинских мужей» и уже готовы были вынести смертный приговор, ее адвокат предъявил последний аргумент — просто сдернул с Фрины одежду. Увидев, сколь прекрасна нагота подсудимой, судьи усомнились, что в таком теле может быть порочный дух, и… оправдали.

В той же Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела.

Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принцип «золотого сечения» (сам термин был введен Леонардо да Винчи), по которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей. Если С — целое, А — большая часть, В — меньшая, то «золотое сечение» выражается формулой — С: А=А:В. Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.

Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. (его сочинение на эту тему так и называется — «Канон»). По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова — 1/7 всего роста, кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка.

Антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа — важнейший показатель «золотого сечения». Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625). Они ближе к «золотому сечению», равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6). У женщин ноги… короче!

Однако если отвлечься от бесспорного авторитета греческих скульпторов и приглядеться к «Венерам» непредвзятым оком, то можно заметить, что их красота по нынешним меркам является не такой уж идеальной.

Во-первых, древнегреческая женская фигура толстокостна, массивна, с мягкими округлыми формами. Во-вторых, у нее небольшая, абсолютно симметричная грудь, довольно широкая талия, почти плоские ягодицы и коротковатые ноги. Для примера приведем «модельные» параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост — 164 см, грудь — 86, талия — 69, бедра — 93.

По статуям мы также можем составить представление и об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический «греческий» нос, прямой и фактически продолжающий линию лба.

Несмотря на благородную белизну греческих статуй, гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Кстати, на самом деле греки всегда ярко раскрашивали статуи, а «классическая» белизна (которая так восхищала гуманистов Возрождения) появилась лишь под влиянием безжалостного времени. Но вернемся к женщинам…

Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел «коримбос». Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей. Как видите, мода на блондинок имеет давнюю историю.

Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос (согласно римским законам, благородным матронам менять свой цвет волос возбранялось). Так как постоянная процедура обесцвечивания была рискованна не только «солнечными ударами», но и полным облысением, в моде были парики из светлых волос, поставляемые обычно из завоеванной Галлии.

Читайте также:  Цветотип лето – какие цвета подходят и как подобрать одежду? Все о летнем цветотипе

Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом — свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные «рецепты»: например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

Косметика

Искусство ухода за собой в Древней Греции было поставлено на очень высоком уровне, если помнить, что до XVI-XVII веков вся Европа жила в условиях полной антисанитарии. Еще до нашей эры греки регулярно посещали баню и мылись, богатые люди пользовались услугами массажа в банях и натирались ароматическими маслами, купание было возведено в такой же культ, как и поклонение человеческому телу.

Популярностью пользовались духи, для производства которых шли в ход как местные растения и цветы, так и привозное сырье и азиатские специи:

  • кардамон;
  • имбирь;
  • шафран;
  • розы;
  • дубовая кора и другие.

Макияж в современном значении этого слова в Греции не был распространен, т. к.

считалось, что эта искусственная маскировка убивает настоящую природную красоту, но афинянки все равно подводили сажей глаза и ресницы, пользовались пудрой и румянами. Была популярна уходовая косметика: кремы, сыворотки и всевозможные мази.

Мужские костюмы

В античность мужчины предпочитали одеваться сразу в несколько предметов одежды. Обычно наряды не сшивали и даже не кроили. Хитон — так называется нижняя часть греческой одежды — состоял из прямоугольного холста, который складывали пополам и на плечах скрепляли пряжками.

Мужские костюмы античности

Низ ткани подшивали, так как обтрепанные края указывали на низшее положение — так одевались рабы. На талии хитон подхватывали поясом, а его длина зависела от статуса. Жрецы носили длинные наряды, воины укорачивали их до бедер. В хитоне можно было ходить по дому, а на улицу нужно было надевать накидки или плащи — гиматий или хламис. Они покрывали спину и плечи, а руки оставались свободными.

Если человеку приходилось заниматься физическим трудом, то его тело развивалось неправильно — так считали греки. Именно поэтому такие люди носили экзомис — кусок грубого полотна. Его подпоясывали и скрепляли на левом плече. Он практически не образовывал складок, а только закрывал голое тело.

Экзомис

Более открытая разновидность мужского хитона, изготавливалась из шерстяной или льняной ткани. У экзомиса не было рукавов, в отличие от хитона он закреплялся застежкой только на одном плече, а другое оставлял открытым. Подол одеяния был коротким, до бедер или до колен, на поясе его также подпоясывали ремешком.

В открытом и свободном экзомисе удобно было заниматься физической работой, поэтому такую одежду носили преимущественно крестьяне или рабы, но знатные греки надевали ее для занятий спортом, а воины подчеркивали коротким открытым экзомисом свое тело и воинственность.

Пеплос, хлайна и диплакс

Женское древнегреческое платье называлось пеплосом и во многом походило на хитон. Изготавливали его из цветной ткани, поэтому пеплос считался женской парадной одеждой, но белая расцветка оставалось классической и элегантной. Бок пеплоса расписывался орнаментами, оставался несшитым и незакрепленным, поэтому под платье женщина надевали либо хитон, либо хитонион — более тонкую и прилегающую его версию. Рукавов пеплос не имел, оставляя руки женщины открытыми, талия подвязывалась ремешком.

Хлайна — короткий плащ из шерсти, женский аналог гимантия (его женщины тоже носили, но в повседневной жизни, а хлайна считалась более торжественной накидкой). Надевалась поверх пеплоса подобно гиматию, заворачиваясь вокруг тела. В холодную погоду на плечи женщины накидывали диплакс — теплый шерстяной платок.

Греческий национальный костюм
Пеплос, хлайна и диплакс
Пеплос, хлайна и диплакс

Возможные варианты украшения и декора платья в греческом стиле


В данном стиле имеется множество неординарных приемов декорирования готового изделия. И каждый из них можно выполнить отдельно или сочетать друг с другом:

  • Оформление верхнего и нижнего края декоративной контрастной лентой. Зачастую она имеет серебристую или золотистую окраску и рисунок в виде орнамента. Такой лентой оформляется также линия талии. Это производится при помощи пришивания или полоса используется в качестве пояса;
  • Греческий стиль подразумевает особое выделение завышенной линии талии. Она может быть оформлена пышным искусственным цветком, яркой вышивкой или узором из бусин, бисера или пайеток;
  • Также часто простота и изящество линий, особенно при использовании однотонной расцветки, вместо пояса талию перевивают витым блестящим шнуром с кисточками на концах;
  • Если вариация имеет боковой разрез, то его края также могут быть оформлены вышивкой или лентой;
  • Для торжественных случаев верхняя часть модели, имеющей глубокое декольте, расшивается бисером или пайетками.

Конечно, в данной статье перечислены далеко не все варианты данного необычного одеяния и способов его декорирования. Их существует слишком много, чтобы упомянуть их все за один раз. И еще больше можно получить используя приведенные образцы как базовые и проявив немного старания и фантазии.

Подпишитесь на наши Социальные сети

С чем носить розовые кроссовки

Фасоны платьев из гипюра фото

Хитон

Хитон — самая «базовая» и основная вещь в гардеробе древнего грека, представляющая собой прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и закрепленный сбоку и на плечах застежками — фибулами. Выполнял в греческом костюме роль рубашки, которую носили как без верхней одежды, так и с плащом. Социальное положение человека определяло, какую одежду он имеет право носить, а какую нет, поэтому существовало несколько вариантов кроя хитонов для женщин и мужчин, а также для представителей правящего класса, торговцев и крестьян, актеров театра и философов.

Греческий национальный костюм
Хитон
Хитон

Особенности и виды

Одежду древние греки делали из шерстяных и льняных тканей. С развитием торговли с соседними государствами стали доступны шелк и хлопок. Украшали ткани традиционной вышивкой или рисунками. Чаще всего изображались растительные узоры:

  • Пальмы (рисунок «пальметта»);
  • Цветы;
  • Листья.

Распространены были рисунки из линий:

  • Меандр (непрерывная лента из прямых углов, до сих пор является самым узнаваемым орнаментом Греции);
  • Волна;
  • Бусы
  • Плетеный узор.

Греки любили яркие цвета – красный, желтый, голубой, зеленый. Но больше всего ценился белый цвет, т.к. лен и шерсть было сложно отбелить и одежду такого цвета могли позволить себе лишь богатые люди. После появления пурпурных красителей пурпур также стал цветом аристократии. Простые люди предпочитали зеленые, коричневые, желтые цвета. Коричневый, серый, темно-зеленый и черный носили в траур.

Фасон и стиль одежды греков не отличались большим разнообразием. Можно выделить 4 главных предмета одежды в Древней Греции:

  1. Хитон – основная древнегреческая одежда, которую носили и мужчины, и женщины. Он представлял собой удлиненную тунику без рукавов или с коротким рукавом, подпоясанную на талии (у мужчин) или под грудью (у женщин). Хитон состоял из сложенной вдвое ткани или из двух полотнищ, соединенных между собой. Наверху ткань скреплялась заколками с орнаментом – фибулами. Низ хитона подшивали. Неподшитая ткань была признаком траура. Короткие хитоны были частью мужского гардероба, а длинные носили женщины и старики;
  2. Пеплос – предмет женского гардероба, похожий на современное длинное просторное платье. Его создавали из большого куска шерстяной ткани, который оборачивали вокруг хитона. Как и хитон, он закалывался булавками на плечах; обычно в верхней части образовался напуск, свободно свисающий над талией (колпос). Левый бок у пеплоса был закрыт, а правый – открыт; плечи в пеплосе прикрывались. Пеплос был выходной одеждой; в повседневной жизни гречанки носили хитон и накидку – гиматий;
  3. Гиматий – накидка из льна или шерсти, предок сегодняшнего плаща. Большой отрезок ткани обвивали вокруг туловища, обычно закрывая левую сторону и оставляя открытой правую. Чтобы удержать ткань на месте, по краям могли вшивать маленькие свинцовые грузики. Женщины часто покрывали гиматием голову, как шарфом;
  4. Хламида – короткая накидка, которая скреплялась фибулой в центре или на правом плече. Чаще всего хламида была овальной или прямоугольной с округлыми краями. Обычно накидка украшалась орнаментом, по краям вшивались грузики для правильного положения на теле. Хламида использовалась для спортивных соревнований, в походах, а также путниками в странствиях.

Все виды одежды состояли из цельных отрезов ткани разных размеров, которые драпировались особым образом на теле. Драпировка была искусством, которому обучали в античных школах. Зачастую гражданам приходилось прибегать к помощи рабов, чтобы красиво задрапировать ткань.


Хламида
ПеплосХитон
Гиматий

Для мужчин

Мужская одежда состояла из хитона, гиматия или хламиды. Нижней одеждой был короткий хитон. Отдельно он носился дома; для выхода на улицу дополнительно надевалась накидка. Длина одеяния зависела от возраста – молодые люди носили более короткие хитоны (обычно до колена), а пожилые – длинные. Воины и ремесленники, а также рабы носили их до середины бедра. Хитон, закрепленный заколкой на одной стороне, был также признаком раба.

Читайте также:  Как в домашних условиях разгладить кожаную куртку или платье, если вещь помялась или сразу после покупки? Как разгладить кожаную куртку в домашних условиях?

В качестве верхней одежды мужчины использовали гиматий. Обернуться в него можно было разными способами. Наиболее распространенный способ ношения – перекинутый через левое плечо, но гиматий могли носить и вокруг бедер, и накинутым на плечи. Ораторы заворачивались в него полностью, не оставляя на виду даже рук.

Молодые юноши, путники и воины чаще носили хламиды вместо гиматия. В путешествиях и войнах она служила и предметом одежды, и в качестве покрывала для сна. Древняя Греция имела особую форму снаряжения для воина – хитон, кираса (защита туловища), шлем, поножи (пластины, защищающие часть ноги от колена до щиколотки) и скрепленная под подбородком хламида. У военачальников она была пурпурной. Спартанцы в бою носили хламиды на голое тело, что символизировало бесстрашие перед ликом смерти.

Для женщин

Костюмы женщин и мужчин-эллинов были схожи, но женщины должны были одеваться более скромно и закрыто. Короткие хитоны дозволялось носить лишь молодым девушкам. Обычная форма женской одежды в Древней Греции – длинный хитон, у которого часто был отворот, похожий на надетую сверху блузу (диплодий). Он мог доходить до талии, бедер или коленей. Отворот украшали вышивкой или аппликацией. По бокам хитон сшивали, чтобы он не распахивался при ходьбе. Пояс могли носить 2 способами: до замужества на талии, а после замужества – под грудью. Женские хитоны отличались от мужских богатством драпировок и орнаментов.

Сверху надевался либо гиматий, либо (в торжественных случаях) пеплос. Женский гиматий был меньше мужского, но он был красивее и богаче украшен. В ненастную погоду гречанки носили его в качестве головного убора. Гиматием могли укрываться только свободные гражданки. Рабыни носили короткие хитоны.

Пеплос был национальной торжественной одеждой Древней Греции. Он обычно был цветным – пестрым, ярко-желтым, красным или пурпурным. Часто одеяние украшалось вышивкой. При желании гречанки могли снять его и использовать как покрывало для сидений. Картинки гречанок того времени часто изображают знатных девушек в пеплосах на торжественных процессиях.

Вид одежды Женщины Мужчины
Нижняя Хитон (короткий – для молодых женщин и рабынь, длинный – для взрослых женщин). Хитон (до середины колена – для обычных граждан, короткий – для воинов, ремесленников и рабов, длинны – для стариков).
Верхняя Пеплос/гиматий. Гиматий – для повседневной жизни, хламид – для воинов и путешественников.

Хламида

Мужская верхняя одежда, более повседневный и легкий вариант гиматия. Также состоял из прямоугольного куска шерстяной ткани, но был тоньше и меньше по размеру. Хламида была похожа на длинную накидку, прикрывающую спину и левый бок, которая фиксировалась застежкой на шее. В центральных городах ее носили преимущественно юноши, а в Спарте таким плащом довольствовались и взрослые мужчины, т. к.

хламида являлась элементом военного костюма и как нельзя лучше подходила для спартанских мужчин, постоянно находившихся в вооруженных конфликтах.

Актеры, странники, охотники и даже императоры тоже носили хламиды, для высокопоставленных лиц они изготавливались из дорогих тканей и расшивались золотом. Такой плащ гораздо удобнее гиматия, поэтому его надевали на конные прогулки, охоты и спортивные состязания.

Ткани: цвета, виды, оформление

Прядение и ткачество являлись основным занятием гречанок. Жители Древней Греции носили хитоны из шерсти и льна. Ткань изготавливалась вручную, поэтому получалась мягкой и послушной, что было крайне важно для создания неповторимых штрихов драпировки.



Финикийскую и персидскую материю, а также сирийский шелк и индийский хлопок в Грецию начали поставлять позднее, когда Греция начала развивать торговые связи с другими странами. Одежда греков становится наряднее. Платья богатых гречанок создаются из нежных воздушных тканей, способных создать силуэт богини.


У древних греков самым красивым и изысканным был белый цвет, считавшийся цветом богов и привилегией аристократии. Позднее белый цвет поделил пальму первенства с пурпурным. Ткань пурпурного цвета была самой дорогой и носить ее могли лишь военачальники.




Одежду красного и желтого цвета носили женщины. Коричневый и серый считались цветами траура.


Пестрая одежда греками не приветствовалась. Одноцветный наряд украшался искусными вышивкой или орнаментом. В костюмах позднего периода встречаются темный жилет и пояс багрово-красного цвета.

Пошаговая инструкция

Базовый предмет мужского гардероба древнего грека – хитон. Он надевался на голое тело, скалывался на плечах и драпировался, подхваченный поясом. Знатные граждане носили поверх хитона тогу, которая тоже драпировалась, но либо на плече, либо под поясом вместе с хитоном.

База костюма

Сначала сделаем базовый предмет костюма:

  1. Возьмите белую простыню и сложите её напополам так, чтобы сгиб был слева. Это боковое соединение хитона, второй бок либо остаётся со свободными концами, либо слегка подхватывается нитками с изнанки;

  2. итак, простыня, сложенная пополам – это наш хитон. Здесь есть верх и низ изделия, один фиксированный бок и два свободных конца для правого бока. Сейчас наша задача примерить длину изделия прямо на ребёнке. Ширина простыни – это и есть искомая величина;
  3. если длина великовата, то отгибаем верхний край наружу на необходимую ширину;
  4. верх хитона оформляется несколькими вариантами: можно два свободных конца простыни соединить вместе, выпуская концы так, чтобы левый бок изделия поднялся к подмышечной впадине и скрепить.
  5. второй вариант – верх хитона соединить в двух точках, равномерно расположенных по краям от шеи. Для этого понадобится две броши;
  6. низ хитона украсим декоративной тесьмой с золотистым орнаментом: по самому низу приклеим или пришьём её.

Базовая часть костюма готова. Следующий этап – сооружение тоги из яркой цветной ткани.

Костюм зевса своими руками. пошаговая инструкция изготовления тоги из простыни, туники, венца. добавляем обувь в костюм.
Платье в греческом стиле: фото, тренды, фасоны, модели, образы 2021-2022
Греческий национальный костюм, одежда древних греков, греческий стиль, одежда гречанки, костюм для девочки
В греческом стиле: самые красивые и нежные платья 2021-2022
Греческий стиль в интерьере | дизайн и оформление в греческих мотивах
Греческая туника является представителем античности в современных коллекциях популярных дизайнеров Каковы особенности греческого стиля и кому он пойдет О чем говорят древнегреческие мотивы С чем носить
Образ в греческом стиле – как создать
Современная одежда в греческом стиле: фото красивых платьев и характерные черты стиля
Вазопись древней греции
Греческий стиль в интерьере: восхищающая античность и современный минимализм | дизайн интерьера

Важно! В Древней Элладе самым роскошным цветом после белого считался пурпурный. Богатые граждане украшали свои одежды разными его оттенками

Но для карнавального костюма необязательно брать именно этот цвет. Подойдёт также синий, голубой, красный, бежевый, вишнёвый, золотой.

  • ткань сгибаем подобно тому, как работали с простыней;
  • получаем заготовку изделия, которое по длине и на свободных концах можно обработать золотистой тесьмой. Смотреться костюм будет замечательно;
  • свободные концы должны закрепляться на левой стороне, точно так же, как и у хитона на правой;
  • если на левой стороне получается две застёжки, то нижнюю снимаем и скалываем на плече концы хитона и тоги вместе.

Тога готова, следует заняться очень важным аксессуаром – поясом. Сделаем его из широкой золотистой ленты, подогнув края внутрь и нашив на них сверху кусочки липучки.

Если есть золотистая бумага, но можно наклеить её на плотную, затем вырезать и склеить листики друг с другом

Один из ключевых моментов наряда – обувь. Древние греки носили сандалии, состоящие из многочисленных ремешков, доходящих до колена. Всё это крепилось к плоской кожаной подошве. Такую обувь сделать своими руками проблематично, а потому из летнего гардероба стоит заимствовать что-то похожее на сандалии.

Важно! При отсутствии вариантов возьмите обычные вьетнамки, оберните резиновые детали золотистой лентой и ведите шнуровку ноги ей же от щиколотки до колена, вверху завяжите. Всё, костюм Зевса готов

Собираем его для примерки: сначала мальчик должен надеть хитон, затем тогу. Все застёжки и соединения должны быть на месте, а складки расправлены. После этого надевается пояс, под которым расправляются и красиво выкладываются все складочки драпировки

Всё, костюм Зевса готов. Собираем его для примерки: сначала мальчик должен надеть хитон, затем тогу. Все застёжки и соединения должны быть на месте, а складки расправлены. После этого надевается пояс, под которым расправляются и красиво выкладываются все складочки драпировки.

  1. складываем ткань (простыню) пополам. Верхний сгиб будет плечевой частью. Потом ещё раз пополам, плечо к плечу;
  2. из получившегося прямоугольника выкраиваем тунику: вверху у нас уже готовое цельное плечо, на другом конце – низ изделия, который уменьшать по ширине не стоит. Отступаем сверху сантиметров 20–30 от верха и столько же от края;
  3. от этой точки рисуем плавную линию соединения рукава с боковой частью, ведём её до самого низа, расширяя к бокам;
  4. рисуем горловину необходимой ширины;
  5. по намеченному контуру скалываем детали булавками;
  6. вырезаем, после этого убираем булавочки;
  7. стачиваем боковые швы;
  8. обрабатываем горловину;
  9. подгибаем низ;
  10. пришиваем золотистую ленту на горловину, концы рукавов, низ туники;
  11. изделие готово, остаётся только отгладить костюм.